Сегодня председательствующая на процессе по делу об убийстве первого заместителя председателя ЦБ РФ Андрея Козлова Наталья Олихвер вынесет решение по ходатайству обвинителя из Генпрокуратуры об отстранении двоих присяжных, участвующих в процессе. Незадолго до этого из дела убрали еще одного заседателя, причем следствие планирует возбудить против него уголовное дело. В свою очередь, защита обвиняемых получила данные о том, что двое присяжных являются бывшими сотрудниками силовых структур. Все это может привести к тому, что коллегия присяжных по делу будет распущена и судебное разбирательство начнется заново.
Коллегия присяжных по делу об убийстве первого заместителя председателя ЦБ РФ Андрея Козлова и его водителя была сформирована 27 февраля. В нее вошли 12 основных и 10 запасных присяжных заседателей. Процесс над предполагаемыми исполнителями и организаторами громкого преступления, главным из которых обвинение считает экс-руководителя ВИП-банка Алексея Френкеля, начался в Мосгорсуде 3 марта. Слушания по требованию гособвинения сделали закрытыми. Тем не менее информация о скандалах, происходящих на процессе, становится достоянием гласности.
Как стало известно «Ъ», своеобразная зачистка коллегии присяжных, а на сегодняшний день по разным причинам в деле остались 12 основных и 4 запасных заседателя, началась еще 10 июля, когда стороны уже приступили к допросам обвиняемых. Старшина присяжных Владимир Еникеев обратился к судье Олихвер с заявлением, в котором сообщалось, что 3 июля один из основных присяжных по делу Сергей Левин (значится под номером 12) пытался подкупить трех своих коллег-заседателей, являющихся запасными на процессе. По версии старшины Еникеева, господин Левин предложил присяжным выйти из дела, пообещав заплатить каждому из них по 5 тыс. рублей. Затем сумма якобы была увеличена. Присяжные предложение коллеги отвергли и пожаловались старшине. Сам господин Левин, как стало известно «Ъ», в объяснительной указал, что пытался добиться сокращения участников коллегии с тем, чтобы оставшимся заседателям «повысили зарплату». Поскольку число присяжных никак не влияет на их официальные доходы, защитники обвиняемых сочли действия присяжного не совсем адекватными и предложили запросить в психоневрологическом диспансере сведения о его возможных заболеваниях. Однако следственный комитет при прокуратуре РФ уже после отставки господина Левина обратился в Верховный суд России с представлением о даче заключения о наличии в действиях присяжного признаков подстрекательства к получению взяток. Следствие подозревает, что присяжный мог действовать в интересах защиты обвиняемых по делу.
В тот же день, 10 июля, судье Олихвер из ОВД «Преображенский» поступила телефонограмма, в соответствии с которой могут быть прекращены полномочия еще двоих присяжных. Согласно документу, сотрудниками ОВД были задержаны и доставлены в отдел Александр Попов и Владимир Гершуни, распивавшие спиртное на детской площадке, то есть в общественном месте. Выяснив, что задержанные являются присяжными и обладают, как и судьи на время процесса, неприкосновенностью, милиционеры задержанных освободили. На основании данных, полученных из милиции, гособвинение поставило вопрос о сложении полномочий присяжными.
Соответствующее ходатайство рассматривалось вчера до самого позднего вечера. На заседании, как стало известно «Ъ», заподозренные присяжные заявили, что действительно пили пиво по дороге к метро («было очень жарко»), однако делали они это не на детской площадке.
Милиционерам, которые их остановили, присяжные предъявили свои паспорта, а также удостоверения, в соответствии с которыми они являются участниками судебного процесса. Доставка их в ОВД якобы для установления личностей не имела никаких оснований, утверждают заседатели. Поведение самих милиционеров, по словам присяжных, вызвало у них вопросы. Якобы стражи порядка заранее знали, в каком именно процессе они участвуют, и задавали им вопросы, связанные с делом об убийстве 13 сентября 2006 года господина Козлова. Решить судьбу присяжных председательствующая Олихвер вчера не смогла, перенеся разбирательство на сегодня. Если она отставит заседателей, а защита обвиняемых считает это неизбежным, то в процессе останется 12 основных и всего два запасных заседателя. Вопрос о соответствии статусу заседателей еще двоих присяжных в ближайшее время планирует поставить уже сама защита, получившая сведения, что эти люди ранее работали в силовых структурах, а потому не могут быть беспристрастны. А при наличии в деле 12 заседателей без запасных коллегия, согласно УПК, может быть распущена, если хотя бы один из них перестанет являться на суд без уважительной причины. В случае роспуска коллегии процесс начинается снова с другим составом присяжных.
Адвокаты, участвующие в процессе, считают, что в чистке присяжных заинтересовано прежде всего обвинение. Якобы из процесса убирают тех, кто сомневается в версии о том, что убийство господина Козлова заказал Алексей Френкель, отомстивший ему за отзывы лицензий у подконтрольных ему банков и невключение их в систему страхования вкладов. Сам господин Френкель вину не признает, утверждая, что обвинение построено на искусственно созданных доказательствах. Часть из них, десять томов уголовного дела с результатами детализации телефонных переговоров подсудимых по делу, как сообщал «Ъ» 9 июля, уже была признана недопустимыми доказательствами.
В Мосгорсуде и Генпрокуратуре комментировать ситуацию с присяжными в деле об убийстве Андрея Козлова вчера отказались, сославшись на то, что этот процесс проходит в закрытом для СМИ режиме.
Юрий СЕНАТОРОВ