Около 1000 инвесторов, недовольных падением акций пакистанских компаний, собрались вчера около Фондовой биржи Карачи (KSE), требуя приостановить работу рынка. Демонстрация переросла в потасовку и закончилась погромами в здании биржи.
Вчера утром индекс KSE-100 упал более чем на 4%, и разъяренные частные инвесторы собрались у здания биржи, требуя от Комиссии по ценным бумагам и биржам Пакистана (SECP) на два дня приостановить торги, а от правительства — поддержать фондовый рынок. Инвесторы жгли заявления компаний для акционеров, выломали двери, разбили окна. Два человека получили ранения, поcле чего вмешалась полиция.
Королевский жест
В мае 2006 г., когда саудовский индекс Tadawul All-Shares за три месяца упал вдвое, а рядовые инвесторы вышли на улицу, король Абдулла решил создать для них безрисковый инвестфонд. Государство пообещало компенсировать убытки, который фонд может понести в результате падения котировок.
У биржи в городе Лахор около 100 инвесторов жгли шины и перекрыли дорогу к зданию. Беспорядки произошли и около биржи в Исламабаде.
«Мы требуем, чтобы все цены акций были заморожены на текущем уровне, — заявил в Карачи Каузер Джавед, возглавляющий Ассоциацию мелких инвесторов. — Люди 15 дней продают активы, и если это будет продолжаться, то начнут поступать сообщения о самоубийствах». «Мы анализируем ситуацию, но вопрос о приостановке торгов не стоит», — заявил вчера председатель SECP Разу Ур Рахман. По итогам дня KSE-100 снизился на 2,66%.
C 2001 г. индекс вырос в 14 раз, но акции падают 15 последних торговых сессий. С рекордного уровня 18 апреля KSE-100 упал на 34,9%. «Наряду с инфляцией [около 20%], падением валютного курса и беспокойством относительно [растущих] цен на топливо основным риском для макроэкономической стабильности является слабость коалиционного правительства», — пишет в отчете Сайем Али, экономист банка Standard Chartered. Курс рупии с начала года упал на 16,9%.
После сильного падения SECP с 24 июня запретила на месяц короткие продажи (когда трейдеры играют на понижение) и установила дневной лимит на падение цен акций в 1%, на рост — в 10% (до этого действовало ограничение в 5% на рост и на падение). В первый день индекс вырос на 8,6%, но затем начал понемногу снижаться и в итоге за период действия ограничений снизился на 3,52%. С понедельника регуляторы отменили запреты, поскольку объем торгов упал до минимального уровня за десятилетие, и на этой неделе индекс рухнул на 12,68%.
В июне SECP и KSE также объявили, что будет создан стабилизационный фонд на 30 млрд рупий ($446 млн), который будет покупать акции, тем самым позволяя инвесторам минимизировать потери при выходе с падающего рынка. Но, по информации из банковских источников, на которые ссылается Reuters, пока властям не удалось собрать и 10 млрд рупий.
«Я риск демонстраций и атаки мелких инвесторов на нашу биржу не считаю существенным, — признается президент группы ММВБ Александр Потемкин. — В отличие от азиатских стран, где много инвесторов «от сохи», российские частные инвесторы покупали акции не по скудости ума, а из соображений диверсификации и понимают риски возможного снижения стоимости бумаг».
Михаил ОВЕРЧЕНКО