Когда акции американских ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac упали вдвое, склонность А. Л. Кудрина инвестировать в ценные ипотечные бумаги США средства бывшего Стабфонда, а ныне Фонда будущих поколений стала вызывать вопросы в том смысле, что не проще ли инвестировать соответствующие средства в паровозную топку. Будущим поколениям достанется столько же, зато нынешним поколениям по крайней мере достанется тепловая энергия. Указуя на важное различие между американскими ценными бумагами и паровозной топкой, А. Л. Кудрин через посредство пресс-службы Минфина разъяснил, что «в отличие от цен акций Fannie Mae и Freddie Mac котировки их долговых обязательств остаются стабильными. Это объясняется тем, что правительство США публично заявило о готовности оказать указанным компаниям финансовую поддержку».
За давностью лет финансист, похоже, забыл польский анекдот 1980 примерно года, повествующий о том, как некий пан, желая открыть счет на 100 злотых (примерно 5 тогдашних рублей), спрашивает у пана кассира: «Не может ли ваш банк лопнуть?». Тот резонно отвечает: «Разве пану не известно, что стабильность банка обеспечивается всем достоянием народной Польши?». На вопрос, не может ли, однако, народная Польша лопнуть, следует ответ про мощь Варшавского договора и СЭВ, а равно и про несокрушимую мощь СССР. Когда же клиент интересуется тем, не может ли Советский Союз лопнуть, следует встречный вопрос — «Пану жалко 100 злотых?». В 1980 г. анекдот был довольно забавен, спустя краткие десять лет забавности стало гораздо меньше, тогда как реалистичности сильно добавилось. С заменой СССР на США, а 100 злотых на $100 млрд, которые А. Л. Кудрин желает вложить в несокрушимую мощь, анекдот сочинен как будто сегодня. С той лишь разницей, что неизвестно, как там было расставаться со 100 злотыми, но с $100 млрд все же не хотелось бы. «Хоть говенная, а все же валюта, все же тратить исключительно жалко». Тем более — таким малоудачным способом. Создав в сотрудничестве с Фанни и Фредди «Хопер-инвест» будущих поколений, А. Л. Кудрин, возможно, вдруг представил, как до высших государственных лиц России доходит радостная мысль: «Ну вот, мы и в «Хопре» и что за этим воспоследует. Не исключено, что живость воображения, которой он был лишен, когда размещал средства будущих поколений, внезапно вернулась к нему с большой силой, и посредством успокоительных заявлений Минфина министр стал гасить панику. Преимущественно свою.
Если Минфин с ЦБ РФ уже успешно поиграли по законам глобального рынка, молодежное движение «Наши», склонное запаздывать по фазе, только сейчас решило осваивать на о. Селигер «глобальный экономический стимулятор». По словам тов. Боровикова, который сменил тов. Якеменко на посту лидера движения, у них «будет виртуальная денежная единица — талант. По окончании форума все смогут обменять заработанные таланты на рубли». Как разъяснили другие источники, приехавшие на Селигер внесут по 2000 р. с носа, а взамен им будут выданы таланты по курсу «1 рубль = 1 талант».
Сам по себе переход от фаллоимитаторов к златоимитаторам знаменует новые цели и задачи движения. В истории так бывало — см. переход власти от второго сословия, т. е. дворянства, к третьему сословию, т. е. буржуазии, и желание «Наших» в связи с изменившейся обстановкой переписаться в третье сословие является понятным. Менее понятен список наставителей третьего сословия, ибо точно согласованным является лишь приезд главы ЦИК В. Е. Чурова, который, при всех своих многочисленных заслугах, в практических бизнес-достижениях особо не замечен. Вероятно, В. Е. Чуров на Селигере будет навроде аббата Сийеса, т. е. идеологом восходящего третьего сословия.
Если приглашение аббата Чурова может оказаться вполне даже удачным, выбор у. е. для игры по законам глобального рынка представляется странным. Во-первых, талант был весьма крупной денежной единицей, тогда как нынешний рубль таковой не назовешь. При курсе 1 к 1 уместнее было бы менять 2000 руб. на 2000 грошей или 2000 пфеннигов. Во-вторых, ситуация, когда начальник вручает подчиненным таланты на предмет их приумножения, известна гражданам в основном по Новому Завету. Вероятно, предполагается, что при закрытии мероприятия «Селигер-2008» участники будут отчитываться перед т. Боровиковым (или перед вспомнившим былое ради такого случая т. Якеменко) в своих гешефтах с талантами, а господин, оценивая успех имитационных гешефтов, будет выносить суждения. При положительной оценке — «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего», при отрицательной — т. Боровиков (Якеменко) скажет: «Лукавый и ленивый раб!.. Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро мое торгующим; и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов… А негодного раба выбросьте во тьму кромешную; там будет плач и скрежет зубов». Как практически будет на Селигере обустроена тьма кромешная с плачем и скрежетом зубов, мы вскорости узнаем.
Притчи Спасителя широко используются российскими политиками в их практических разработках. Если руководство движения «Наши» вдохновилось притчей о талантах, то внимание Ю. М. Лужкова, похоже, привлекла притча о сеятеле. Посещая Бранденбург, он предъявил тамошним жителям изобретенные им микрокапсулированные семена злаков и плодов земных. Благодаря таковому микрокапсулированию, т. е. заключению семени в оболочку из соломы, навоза и удобрений, отныне можно добиваться превосходных урожаев как в суровых климатических условиях с коротким вегетационным периодом, ибо микрокапсулы Ю. М. Лужкова чудесно этот период продлевают — «Зерно находится в защитной сфере, которая позволяет ему переждать неблагоприятные погодные условия и дождаться тепла», так и на неплодородных землях — «Мы можем взять семечко огурца, заключить его в капсулу и опустить в любую землю, в том числе истощенную, и получить хороший урожай вне зависимости от состояния почвы».
При нынешней моде на притчи теперь надо и энергетическому вице-премьеру И. И. Сечину поехать в страны ЕС и рассказать там притчу о разумных и неразумных девах, первые из которых запаслись для своих светильников углеводородами, неразумные же не сделали запасов.
Максим СОКОЛОВ