Самая современная и цивилизованная форма оплаты товаров встречает в российском автобизнесе явное и скрытое сопротивление продавцов.
«Ты можешь объяснить, почему в автосалонах не принимают кредитные карточки?» Вопрос приятеля, признаюсь, застал меня врасплох: «пластиком» сегодня можно расплатиться в кафе, супермаркетах, аптеках, в магазинах одежды, на заправках. И поверить в то, что «продвинутые» во всех отношениях дилеры иномарок карточки не принимают, я просто не мог. Решил проверить сам.
Представляясь покупателем, звоню в автосалоны разных брендов — американских, европейских, азиатских. Для чистоты эксперимента выбираю как массовые марки, так и дорогие — из премиум-сегмента. И с ходу получаю категоричный отказ: «Нет, кредитные карты к оплате не берем, приходите с наличными или проводите платеж перечислением». Впрочем, готовыми к ответу оказались не все менеджеры по продажам, некоторые брали тайм-аут на консультацию с коллегами, другие попросту переключали разговор на кассиров.
Будучи не в силах объяснить нелюбовь своего руководства к «пластику», сотрудники автосалонов в большинстве случаев пытались хоть
Только на шестом или седьмом звонке я услышал наконец заветное «да» — дилер BMW «Автодом» твердо заявил: берем любые карты, кроме American Express. После чего еще в нескольких салонах сказали, что в принципе пластиковые карточки к оплате принимают, но… Но расплачиваться карточкой за автомобиль — себе в убыток. Сотрудники разных дилерских центров сообщили мне, что в этом случае банк возьмет с владельца карточки комиссию — в разных случаях называлось от 2 до 5%. А, учитывая стоимость новой иномарки, это сумма существенная. Вот только одного я никак не мог понять, а продавцы машин были не в состоянии объяснить: почему при оплате продуктов в магазине тот же банк никаких комиссионных с меня не берет, а вот за автомобиль непременно взыщет. Более того, выяснилось, что у некоторых дилеров даже запчасти и услуги сервиса можно без проблем оплатить картой, однако в том же салоне ее не примут у покупателя автомобиля.
Пытаюсь подойти к проблеме с другой стороны. Решив, что стандарты обслуживания дилерам устанавливают компании-дистрибуторы и представительства автомобильных фирм, звоню туда. В одной, другой, третьей слышу одно и то же: в подобные вопросы мы не вмешиваемся, их регулируют сами дилеры. И лишь глава «Ауди Россия» Оскар Ахмедов реагировал неожиданно эмоционально: «Буквально на днях я сам столкнулся с подобной проблемой: сдавал на сервис машину жены и у собственного дилера не смог расплатиться кредитной картой. Это абсолютно ненормально и нецивилизованно! Сейчас я хочу понять, почему одни наши дилеры спокойно работают с пластиком, а другие отказываются. И будем обязательно решать этот вопрос».
По крайней мере две причины такого отношения российских автодилеров к пластиковым картам «Эксперту» назвала генеральный директор бизнес-подразделения «Независимость-Финанс» группы компаний «Независимость» Наталия Ведмедь: «Во-первых, дилеры просто не хотят терять деньги. Дело в том, что проценты за обслуживание карт банк удерживает с того, на чей счет зачисляются деньги. То есть с дилера. Это связано с тем, что не все банки являются эмитентами кредитных карт, и потому они сами платят международной платежной системе комиссию за эквайринг. Поэтому, если продавец готов идти навстречу клиенту, он принимает расходы на себя, наиболее серьезные компании именно так и поступают. Во-вторых, торгующие организации боятся мошенничества. Ведь если карта оказалась фальшивой, возмещение средств банку происходит за счет продавца в безакцептном порядке, а машины — товар дорогой. Правда, за десять лет, что мы работаем с кредитными картами, ни одного случая мошенничества у нас не было. Причем хочу подчеркнуть, что во всех предприятиях группы компаний Независимость карточкой можно оплатить все — от услуги на сервисе до нового автомобиля, и при этом клиент ничего не теряет».
Вот так раз! Сразу несколько открытий! Прежде всего, забота дилеров о кошельках клиентов — чистой воды лукавство. Они не хотят терять собственные доходы, а потому и перекладывают проблемы с обналичкой на покупателей. И вряд ли эту уловку придумали продавцы-консультанты, ясно, что подсказка исходит от начальства. А вот другим открытием хочу поделиться с менеджментом «Независимости»: в одном из дилерских предприятий этого холдинга мне прямо отказали в оплате кредиткой, а в другом завели ту же песню о «невыгодности» использования карт для клиента. Впрочем, то же самое можно услышать и в салонах других крупных игроков рынка иномарок — компаний Major Auto , Gema , Genser , «Рольф».
Окончательно разобраться в причинах неприятия пластиковых карт дилерами «Эксперту» помог начальник управления платежных систем Международного промышленного банка Павел Азов. Он рассказал, что правила международных платежных систем запрещают взимание дополнительной комиссии с держателей карт при оплате ими товаров и услуг. Этот комиссионный сбор, так называемую торговую уступку в размере 1,7—2,5%, банкам выплачивают сами магазины, принимающие карточки к оплате. Однако
Как выяснилось из бесед с другими экспертами, чаще всего несостоятельны и прочие отговорки. К примеру, о том, что технически сложно наладить прием пластиковых карт, что принимаются только дебетовые карты или невозможно сделать комбинированный платеж (частично наличными, частично картой). Специалисты рассказали, что банки бесплатно устанавливают оборудование для приема пластиковых карт, расплачиваться клиент может любой картой — как дебетовой, так и кредитной, а чтобы решить вопрос с комбинированной оплатой, нужно лишь желание: ведь берут автосалоны наличные в разных сочетаниях валют.
В том, что порочная система обмана покупателей исчезнет, сомнений нет. С одной стороны, рынок пластиковых карт в России развивается очень быстро: все больше предприятий переходит на карточный способ зачисления зарплаты, все больше людей привыкает к этому удобному способу расчетов. С другой стороны, более жесткой становится конкуренция на рынке автомобилей, и в борьбе за клиентов дилеры вынуждены будут идти им навстречу. Однако понятно, что без внешнего воздействия розничные продавцы машин еще долго смогут саботировать внедрение наиболее современного метода оплаты товаров. Такой внешней силой может стать объединение всех заинтересованных сторон: покупателей, дистрибуторов автомобилей, банков, международных платежных систем. У каждой из них есть свои рычаги воздействия на недобросовестных партнеров, будь то Закон о защите прав потребителей или договор о сотрудничестве.
Андрей БЕЗВЕРХОВ
Комментарии