Купить какой-либо товар в кредит сегодня можно быстро и легко. Мы переплачиваем, но зато имеем право сразу пользоваться покупкой и «гасить» задолженность постепенно. А что делать, если товар, за который вы еще не успели расплатиться, вдруг сломался, оказался с браком или попросту вам не понравился?
Ситуация была бы проще, купи вы вещь на свои кровные. Приходите в магазин и предъявляете одно из требований, предусмотренных статьей 18-й Закона «О защите прав потребителей». Вы имеете право потребовать:
— замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
— замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— соразмерного уменьшения покупной цены;
— незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Если вы решили вернуть бракованную вещь, купленную в кредит, и получить за нее деньги, ни магазин, ни банк отказать вам не вправе. Вариантов развития событий может быть несколько. Например, возвращать придется не только стоимость кредита, но и проценты, даже если воспользоваться покупкой так и не получилось. Проценты следует платить в обязательном порядке, потому что если этого не сделать, то банк может насчитать пеню и записать вас в черный список неблагонадежных заемщиков (после чего о любых кредитах можно забыть на долгосрочный период). А вот потом вы уже вправе потребовать с продавца возместить все убытки, связанные с продажей товара ненадлежащего качества. В том числе и уплаченные проценты, и плату за предоставление кредита.
Менеджер «Техносилы», которому я представилась потенциальным покупателем, уверил меня, что условия возврата не зависят от того, как куплен товар — в кредит или из собственного кошелька.
Более честной и болтливой оказалась сотрудница магазина «Евросеть», Марина. Она описала мне возможные исходы ситуации с бракованным товаром, купленным в кредит. «Представим, что вы приносите некачественный товар, и мы признаем, что это производственный брак, — говорит Марина. — Если у вас кредит не погашен, то вы подъезжаете в салон связи, и мы возвращаем вам первоначальный взнос, который вы вносили, из кассы. Дальше всю информацию о расторжении договора мы отправляем в банк. Мы выплачиваем деньги банку, а банк — вам. Из кассы наличными мы выдаем исключительно ту сумму, которая была внесена вами в качестве первоначального взноса. Все остальное переводится по безналичному расчету (перевод денег осуществляется в десятидневный — двухнедельный срок). Если вы хотите, чтобы вам компенсировали проценты, то пишите два заявления — на возврат денежных средств и на компенсирование вам комиссии. Мы принимаем заявление, компания перечисляет эти деньги в банк — и вы банку ничего не должны».
Документов о том, что я банку ничего не должна, Марина мне не обещала. Сказала, что они такие не выдают. «Из документов мы от вас ждем заключение, что этот товар неисправен, ксерокопию договора и все движения по товару. Если же обнаруживается неисправность, но вы погасили кредит, то вы приходите в компанию с копией договора, копиями платежек о том, что все погашено, наш сотрудник уточняет у банка, правда ли кредит погашен и счет закрыт. Если все так и есть, то мы вам возвращаем полностью деньги из кассы. Неисправный товар вы имеете право вернуть в течение гарантийного срока, т. е. в течение года. Если мы сомневаемся в неисправности товара или же в причине его неисправности, мы отдаем товар на экспертизу. Если же товар вам просто не понравился и вы решили его поменять на другой, то вы имеете право это сделать только в течение двух недель после покупки и при условии, что товарный вид сохранен. Мы возвращаем вам первоначальный взнос и предоставляем всю информацию банку. Все остальные вопросы вы решаете уже непосредственно с ним», — говорит Марина.
Но когда клиент купил товар надлежащего качества, а потом подумал и решил поменять его, то банк ему в такой просьбе откажет. Ведь банк кредитовал товар определенной марки и модели, с конкретным серийным номером. Поэтому, чтобы заменить один товар на совершенно другой, клиенту придется закрыть один кредит (на этом он потеряет сумму комиссионных банка за открытие кредита) и открыть новый. Только в том случае, если заявленные опции товара не отвечают действительности или если консультант не объяснил покупателю все нюансы работы товара, можно оспорить замену товара на другой. Также можно подать в суд на магазин, так как это его сотрудник не предоставил полную информацию о работе товара. В таком случае замена товара на более качественный возможна, и никакой повторной комиссии за кредит не должно быть. Ведь пострадал потребитель, а значит, банк должен поддержать клиента.
Людмила Трифонова, адвокат, член правления Московского общества защиты потребителей, говорит, что при обнаружении брака надо обязательно писать заявление в магазин с претензией и ставить там требования, которые предусмотрены законом, — о возврате, замене, ремонте. «Все зависит от того, чего хочет потребитель, — поясняет Елена Юрьевна. — Если он требует замену, то вопросов не возникает. Если же речь идет о возврате денег и расторжении договора, то магазин должен компенсировать покупателю убытки, связанные с кредитом и его получением. Все, что связано с кредитами, к сожалению, решается в судебном порядке, потому что магазины неохотно соглашаются на возмещение убытков. Но в судебном порядке все убытки взыскиваются.
Существуют также разные виды поломок. Если мы говорим о явных недостатках, например, человек купил стиральную машину, ее привезли, а на ней вмятина, царапина или еще какие-то погрешности, то предъявлять претензии не то что нельзя, их просто не удовлетворят. И будут совершенно правы. А вот все что касается производственных недостатков — в этом случае покупатель вправе предъявить требования по качеству работы товару в течение двух лет». Если сервисный центр вынесет экспертное заключение, что есть существенные недостатки или брак, то покупатель имеет право обменять товар на аналогичный. Все переговоры ведутся на уровне магазина. Если же недостатки признаны несущественными, такие поломки должны устранить в сервисном центре в течение 14 дней. После этого срока потребитель может потребовать все же заменить товар. Настаивать на дальнейшем ремонте или не принимать в расчет заключения экспертизы о браке банк не имеет права. Несмотря на то, что в некоторых кредитных договорах указано, что товар нельзя поменять ни при каких обстоятельствах. Тем, кто подписал такое соглашение, но получил некачественный товар, надо лишь обратиться в управление по делам потребителя. Любой договор с потребителем, если он не отвечает Закону «О защите прав потребителя», может быть расторгнут, а все взносы возвращаются потребителю. «Не всегда магазин соглашается провести экспертизу за свой счет, — продолжает Людмила Юрьевна, — поэтому покупатель, чтобы доказать свою правоту и обоснованность требований, вынужден сам обращаться в независимое экспертное учреждение. При наличии подтверждения от экспертов, что товар действительно бракованный, все расходы покупателя за проведенную экспертизу перекладываются на продавца — магазин обязан оплатить эти расходы как убытки».
Советы:
Стоит уделить особое внимание кредитному договору, который заключает с покупателем банк. Порядок возврата и обмена товара прописан там достаточно подробно. Главное — не пропустить этот пункт и не подписывать договор, если
Будьте бдительны при покупке дорогостоящей бытовой техники. По вашему требованию продавец обязан ознакомить вас с устройством и действием аппаратуры. Она должна демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии. Надо проверить не только качество товара, но и его комплектность, наличие относящихся к технике документов (технический паспорт или заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и пр.), правильность цены.
Проверяйте наличие гарантийного талона производителя. В некоторых магазинах хитрят, предлагая талон на сервисное гарантийное обслуживание от имени своего предприятия, дающий право только на бесплатный ремонт. В гарантийном талоне должны быть указаны дата продажи, модель и серийный номер техники, кто продал товар, подпись продавца.
Виктория КОВАЛЕВА