Агентство по страхованию вкладов (АСВ) провело анализ ситуации в банках, лишившихся лицензии 13 декабря, — Инвестбанке, Смоленском Банке и Банке Проектного Финансирования (БПФ). Во всех этих банках были выявлены операции по дроблению вкладов. Как рассказал «Известиям» замгендиректора АСВ Андрей Мельников, суммарный объем вкладов, полученных путем дробления (перевода на счета физлиц негарантированных государством средств юрлиц или разделение крупных розничных вкладов на более мелкие, подпадающие под страховое возмещение 700 тыс. рублей), в этих трех банках составил 2,9 млрд рублей. Такие клиенты не включены в реестр страховых выплат, для получения возмещения они должны вернуть средства в исходное состояние.
Общий объем страховых выплат по Инвестбанку, Смоленскому Банку и БПФ составит 52,1 млрд рублей. Число клиентов, которые могут претендовать на получение страховых выплат, — 152 тыс. Наиболее крупным страховым случаем из перечисленных стал Инвестбанк: объем страховой ответственности АСВ — 30,6 млрд рублей, на втором месте — БПФ (11,1 млрд рублей), на третьем — Смоленский Банк.
Так же распределяются места и в рейтинге банков с наибольшим объемом выявленных операций по дроблению. Так, по данным АСВ, в Инвестбанке было проведено 2,8 тыс. подобных операций на общую сумму 1,4 млрд рублей, в БПФ — 2 тыс. операций на сумму 1,1 млрд рублей, в Смоленском Банке — 400 операций на 213 млн рублей.
Дробление вкладов не редкость, но в последнее время эта пагубная практика участилась, отмечает замгендиректора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников.
— Можно сказать, что был определенный период затишья, однако в последнее время мы снова сталкиваемся с такими схемами. Сейчас сразу в трех банках были выявлены подобные операции, — говорит Мельников. — В значительной степени наличие или отсутствие дробления вкладов зависит от руководства банка, от того, предлагают ли сотрудники банка клиентам подобные схемы. Немаловажно также и то, как долго до отзыва лицензии банк не проводит платежи, наличие так называемой картотеки.
У всех трех банков были сложности с проведением платежей незадолго до отзыва лицензии. Они приостанавливали выплату вкладов, что вызвало многочисленные жалобы клиентов на финансовых форумах. А вот в Мастер-Банке — рекордном страховом случае за всю историю АСВ (объем страховой ответственности 31,2 млрд рублей, лишился лицензии 20 ноября) не было выявлено ни одного случая дробления вкладов. Хотя более 20 тыс. клиентов физлиц имели средства на счетах в банке, превышающие объем страховой ответственности АСВ (700 тыс. рублей). Совокупные остатки их средств, не покрытые страховыми выплатами, составили около 14 млрд рублей. Впрочем, отзыв лицензии у Мастер-Банка был полной неожиданностью как для его клиентов, так и для банков-партнеров.
В то же время, если сравнивать ситуацию в Мастер-Банке и Инвестбанке (сопоставимый объем страховых выплат — 30,9 млрд рублей), клиенты последнего все же были предупреждены. Вокруг банка накануне отзыва лицензии ходили тревожные слухи, были сложности с проведением платежей. Среди клиентов Инвестбанка было много тех, кто на момент отзыва лицензии имел вклады свыше 700 тыс. рублей.
По подсчетам АСВ, в Инвестбанке 16,5 тыс. розничных клиентов имели вклады свыше страховой суммы. Их совокупные остатки, не покрываемые страховкой, составили около 9 млрд рублей. При этом, по словам Андрея Мельникова, 70% этих вкладов были в диапазоне от 700 тыс. до 1 млн рублей. Эти клиенты смогут вернуть свои средства в ходе конкурсного производства и ликвидационных процедур, которые длятся как правило около двух лет.
Впрочем, даже эти клиенты имеют больше шансов на возврат своих средств, чем кредиторы третьей очереди — юрлица и индивидуальные предприниматели, хранившие деньги в банке. В то же время на этой неделе Госдума во втором и третьем чтении приняла поправки, которые распространяют действие системы страхования вкладов на индивидуальных предпринимателей. Они вступят в силу с 1 января 2014 года. Однако клиентам банков, уже лишившихся лицензий, это не поможет. По данным АСВ, в Инвестбанке свои средства хранили 4,7 тыс. индивидуальных предпринимателей, сумма этих средств оценивается в 430 млн рублей.
Ксения ДЕМЕНТЬЕВА
Комментарии
дружно обвиняют вкладчиков в глупости--и наши защитники в Думе и
сотрудники банков и просто доброжелатели. Ведь они должны были видеть всё,что делается за стенами гос. организаций.
А в БПФ наверняка предлагали в период "замороженных выплат" переоформить "на жену, на брата, на шурина, на деверя"... И люди шли на это, поскольку надо ж было как-то самоуспокоиться. Кстати, мой коллега поделил пару вкладов - один оформил на жену, до 700,000.
Учитывая, что у него было € 200,000 в БПФ, я его "понимаю".
Я не дробильщик, а наблюдатель со стороны, но от такого правового беспредела, что творит АСВ, тошно.