На российский банковский рынок впервые за посткризисную пятилетку возвращается атмосфера недоверия, которой банки в наступающем 2014 году расплатятся за непрозрачность сектора, где Центробанк продолжит расчистку, сокращая количество игроков.
Подопечным российского регулятора придется несладко: стагнирующая экономика даст о себе знать замедлением роста кредитов и нарастанием проблемных долгов, что вкупе с ужесточением регулирования обернется снижением прибыльности и переделом рынка депозитов, от которого выиграют крупные банки.
2013 год стал годом закручивания гаек для банков, курс на которое взял ЦБ под руководством нового председателя Эльвиры Набиуллиной. Осенью он напугал репрессиями в отношении сомнительных игроков и попытками сбить холодным душем температуру на рынке потребкредитования.
В России насчитывается более 900 банков, из них на первые 200 приходится около 95 процентов активов — фундаментальные предпосылки для консолидации налицо, говорит аналитик S&P Ирина Велиева.
«Это долгосрочный тренд, который ведет к сокращению количества игроков за счет того, что небольшим банкам все сложнее конкурировать с крупными банками, — говорит она. — Вторая часть проблемы — краткосрочная, связанная с повышением активности регулятора в части отзыва лицензий, нервной обстановкой на рынке и повысившимся в моменте давлением на небольшие банки со стороны клиентов — держателей депозитов».
Результатом уже стал рост ставок на денежном рынке и снижение лимитов на контрагентов, говорит аналитик Газпромбанка Андрей Клапко.
«К клиентам возвращается осторожность. Начавшаяся «зачистка» банковского сектора, направленная на очищение от нежизнеспособных банков, приводит к краткосрочному увеличению системных рисков, поскольку при хронически запущенных проблемах непрозрачности, качества активов и недостоверной отчетности неизвестно, кто станет следующей жертвой», — говорит аналитик Совлинка Ольга Беленькая.
ЦБ не видит системных рисков на межбанковском рынке кредитования, и пытается восстановить доверие, опровергая слухи и опекая «хорошие» банки через возрожденный механизм санирования.
Зыбкое доверие
ЦБ ходит по лезвию: с одной стороны, его действия несут пользу и укрепят устойчивость банков, но с другой, есть опасность, что в зоне риска окажутся средние и мелкие банки
»…можно ожидать усугубления проблем с ликвидностью для частных банков за пределами «первого круга», что заставит их сдерживать отток средств за счет повышения ставок по депозитам, — говорит Беленькая. — Что касается госбанков, на этом этапе они чувствуют себя достаточно комфортно, получая дополнительную ликвидность за счет перетока клиентских средств из частных банков».
Но в случае дальнейшего ухудшения ситуации, с оттоком средств и уходом клиентов в кэш могут столкнуться и госбанки, добавляет она.
«Его (ЦБ) чистка банковской системы — то, как это делается, со всеми страхами, ужасами и метаниями — приведет к тому, что кредит встанет», — опасается чиновник из экономического блока правительства.
В ноябре метания вкладчиков банков обернулись перетоком депозитов в крупные банки.
Аналитик UBS Михаил Шлемов считает, что очищение системы может способствовать консолидации сектора через санирование столкнувшихся с проблемами банков и присоединения их к другим игрокам, как это было в прошлый кризис.
От укрупнения сектора и трансформации системы страхования вкладов выиграют госбанки, на которых сейчас приходится свыше 50 процентов активов, считают аналитики.
Наибольший эффект будет на рынке розничных депозитов, говорит Клапко.
«Замедлится, либо прекратится падение доли (на рынке вкладов физлиц) Сбербанка, ВТБ продолжит наращивать долю и будет расти концентрация доли в топ-20», — добавляет Шлемов из UBS.
Глава розничной «дочки» ВТБ 24 Михаил Задорнов признавал, что госбанки уже начали пожинать плоды в сегменте потребкредитования, где лидирующие на этом рынке банки-монолайнеры теряют позиции, притормаживая рост бизнеса под гнетом регулирования ЦБР, и на рынке вкладов, Сбербанк отрицал выгоду.
Новая пятилетняя стратегия Сбербанка предусматривает удвоение активов и прибыли, на рост делает ставку и ВТБ.
Утраченные иллюзии
Темпы роста банковской системы замедлятся, качество кредитного портфеля ухудшится, рентабельность снизится, а основной удар придется на необеспеченное потребкредитование, которое занимает более 60 процентов портфеля кредитов физлицам, или около 6 триллионов рублей, говорят аналитики о трендах 2014 года.
Минэкономики прочит России средние темпы роста на 2,5 процента до 2030 года, и ЦБ ждет падения качества кредитов. Закредитованность населения стала причиной беспокойства регулятора на фоне роста просроченной задолженности физлицам, годовой темп прироста которой впервые за два года превысил темп наращивания кредитного портфеля.
«Мы прогнозируем, что темпы роста розницы снизятся до 20 процентов, приблизившись к целевому уровню, который таргетирует ЦБ», — говорит Шлемов.
По корпоративным кредитам вероятно также замедление роста с примерно 14 процентов в 2013 году до 10—12 процентов в 2014 году, прогнозирует Беленькая.
В этом году банки уже ощутили плоды рисковой политики и охлаждающих мер ЦБ: ухудшение качества портфеля и ужесточение регулирования вылилось в рост резервов, которые «съели» их прибыль. Рентабельность капитала сектора снизилась до 16,3 процента на 1 октября с 18,2 процента, и давление на прибыль продолжится в 2014 году, на который запланировано очередное повышение резервов и коэффициентов риска по дорогим необеспеченным ссудам.
«В целом снижение (маржи) на 20 базисных пунктов в 2014 году, оно не драматическое, и ключевой фактор здесь продолжение борьбы ЦБР с инфляцией и жесткая денежная политика, которая будет, по нашим оценкам, в первом полугодии», — говорит Шлемов.
«Будет увеличиваться объем и относительная доля просроченной задолженности в банковском секторе. Во-первых, в силу естественных макроэкономических причин, во-вторых — по мере «вызревания» «плохих» долгов, связанных с бурным ростом в сегменте потребительского кредитования», — отмечает Велиева из S&P.
Оксана КОБЗЕВА, Дарья КОРСУНСКАЯ
Комментарии