Прошедший 2013 год четко делится на две половины: до Эльвиры Набиуллиной и после, точнее, — в процессе. С точки зрения финансово-банковского сообщества — это две совершенно разные эпохи.
«Водораздел» пролегает через июнь 2013 года, когда на смену непрерывному и размеренному течению жизни, к которому привыкали банкиры за 12 лет правления рекордсмена — главы ЦБ Сергея Игнатьева, продержавшегося у руля три срока, пришла Эльвира Набиуллина. Она сразу сообщила, что чисток кадрового состава не будет и тут же отправила на заслуженный отдых большинство своих заместителей — «пенсионеров», перетряхнула самые проблемные территориальные управления, включая московское, отправив в отставку возглавлявшего его почти четверть века Константина Шора. Затем выяснилось, что намечена перестройка региональных управлений Центробанка — теперь они будут привязаны к федеральным округам, и с декабря взялась за переаттестацию сотрудников ЦБ всех уровней, которую, по подсчетам некоторых экспертов, может не пройти до двух третей действующих работников мегарегулятора. Все эти преобразования, как и окончательное присоединение ФКЦБ в рамках создания мегарегулятора, должны закончиться к февралю.
Благословение из Кремля
Конечно, метод переаттестации широко используется в российских компаниях, как способ «оптимизации персонала» — так теперь политкорректно называют сокращения и увольнения. Но происходящие (как внутри Центробанка, так и снаружи — в надзоре и регулировании) изменения слишком масштабны, чтобы оставались сомнения в том, что Эльвира Набиуллина получила из Кремля карт-бланш на проведение реформы финансового сектора. В том числе на те, мягко говоря, непопулярные меры, которые сейчас
«И раньше отзывались лицензии у несостоятельных финансовых учреждений. Сейчас, правда, была целая серия таких решений, они очень сложные и для Центробанка, и для финансовых учреждений. Они направлены на оздоровление российской финансовой системы, — заявил генеральную линию Владимир Путин. — Понятно, что несостоятельные финансовые учреждения, которые не могут гарантировать сохранность средств своим вкладчикам и подвергают риску весь сектор, чрезвычайно важный для экономики сектор, должны с рынка уходить, это естественное дело. Но при этом ЦБ должен действовать чрезвычайно аккуратно».
Без надежды на лояльность
На момент написания этой статьи Банком России с начала 2013 года было отозвано уже 30 банковских лицензий, и судьба еще некоторых финансовых организаций оказалась под вопросом. В основном это мелкие, несистемообразующие банки, но панические настроения среди вкладчиков и даже крупных корпоративных клиентов очевидны для всех и везде, включая столицу.
Более того: как только начались зачистки, и рухнули банк «Пушкино» и Мастер-Банк, как госбанки, так и крупнейшие коммерческие, включая дочки западных банков, почувствовали резкий приток клиентов во всех сегментах. Происходящее явно станет для некоторых из комбанков стимулом скорректировать стратегии. Так, в ЮниКредит Банке уже заявили, что намерены сделать ставку на розницу, хотя ситуация в этом сегменте в целом по рынку продолжает ухудшаться. Падает качество заемщиков, растет и «молодеет» просрочка, включая рост объема беззалоговых кредитов, по которым не было ни одного платежа.
В последние месяцы многие розничные банки делают все, чтобы удержать качественных клиентов — это является частью их стратегий. Но состояние неопределенности и ожидание новых банкротств на рынке путает всем карты. И невзирая на уверения Эльвиры Набиуллиной и ее коллег, что нет никаких планов масштабных чисток или черных списков банков, рынок замер в ожидании новых «зверств». Тем более, что и сама председатель Центробанка неосторожно заявила, что чистка рынка продлится до 2017—2018 годов. «Наша работа направлена на профилактику, а не на жесткие репрессивные меры», — пытается теперь успокоить рынок Эльвира Набиуллина, но верят ли ей? И дело не только в том, что население выносит деньги с депозитов в банках: проблемы на межбанке также остаются, а значит налицо пресловутый кризис недоверия.
Заговорить рынок
Наиболее здравомыслящие представители банковского сообщества пытаются гасить панику. «Нужно иметь в виду, что это не из ряда вон выходящее событие, если сравнивать с другими периодами», — комментирует регулярные отзывы лицензий глава АРБР Анатолий Аксаков. Действительно, если посмотреть статистику за прошлые годы, то во время и после кризиса отзывали больше: в 2008 году было отозвано 36 лицензий, в 2009 году — 47, в 2010—28. Также правдив и аргумент, что ни один из банков, потерявших лицензию в 2013 году, не входят в число первых топ-50 кредитных организаций, на которые приходятся 50% активов российской банковской системы. Но паника пока не стихает.
На декабрьском расширенном совете АРБР было принято решение сформировать и реализовывать единую информационную политику, руководство процессом поручили главному редактору портала «Банкир.ру» Яну Арту. Однако эти усилия могут оказаться бессмысленными, поскольку из представителей российской власти о банковском кризисе и зачистках не высказался разве что самый ленивый, а на каждый роток не накинешь платок. Судя по декабрьскому выступлению председателя совета АРБР Александра Мурычева, особое раздражение у рынка вызывают высказывания Алексея Улюкаева, который, вместо того чтобы решать проблемы экономики, сеет панику в финансовом секторе. Также досталось от спикера и главе ВТБ24 Михаилу Задорнову.
«Кризисы произрастают не из экономических факторов, а психологического воздействия и создания панических настроений, в том числе среди населения. Задает журналист вопрос Задорнову: «Есть ли крупные банки, входящие в пятидесятку, в предбанкротном состоянии?» — ответ: «Есть, и рынок о них знает. Будет ли у них ЦБ отзывать лицензию — не знаю», — раздраженно цитирует Александр Мурычев декабрьское интервью руководителя ВТБ24.
Новая реальность
Появление черных списков было неизбежным в ситуации, когда в первой половине года почти без шума ушли с рынка несколько банков, а затем они посыпались десятками. И кстати, последние отзывы лицензий показывают, что списки вполне точны.
После первых двух громких банкротств, по итогам которых фонд АСВ похудел сразу на 50 млрд рублей, еще была вероятность, что это — из ряда вон выходящие случаи, и дело действительно в том, что в рамках антитеррористической зачистки перед Олимпиадой в Сочи объявлена война обналу. Тем более что по той же причине за последние два года были отозваны лицензии у нескольких дагестанских банков.
Но затем стало очевидным то, о чем давно все говорили — в АСВ напринимали ненадежные банки, которые брали у населения деньги под сверхвысокие проценты, а затем выдавали своим же аффилированным юридическим лицам, или даже фирмам-прокладкам, в виде кредитов, фактически выстраивая финансовые пирамиды.
Выплаты еще трем банкам-банкротам: Инвестбанку, Смоленскому Банку и Банку Проектного Финансирования, у которых отозвали лицензию в нехороший день декабря — пятницу, 13-го, — обойдутся фонду страхования вкладов еще в 51 млрд — то есть 100 млрд, плюс те, кому платили раньше, — уже порядка 120. К моменту начала зачисток фонд аккумулировал порядка 230 млрд рублей, в середине декабря осталось 130, а к концу 2014 года эксперты прогнозируют выплаты еще как минимум 50 млрд рублей по «сгоревшим» вкладам, но сейчас этот сценарий кажется чрезмерно оптимистичным. Такова цена резкой смены правил игры.
Кто виноват?
В декабре стало модным обсуждать, кто повинен в происходящем: Набиуллина, слишком резко закрутившая гайки, или Игнатьев, годами их не крутивший.
Ответ выглядит очевидным: состояние рынка в общих чертах было известно всем, кому это по долгу службы положено, но всех устраивало — точнее, не было политической воли что-либо менять. Сергею Игнатьеву не мешали вводить дополнительное резервирование и предпринимать шаги в рамках перехода на «Базель», в каком-то виде проводить стресс-тестирование и надзор. Его зампреды заклинали банкиров задуматься о будущем. И наверное, все. Об этом свидетельствует и долгожительство Константина Шора на посту руководителя Московского ГТУ. Не было секретом, что отношения между ним и руководством ЦБ были натянутыми, но он тем не менее сохранял свой пост и входил в Наблюдательный совет ЦБ до 2011 года. А затем до конца карьеры оставался в совете директоров ЦБ, хотя Сергей Игнатьев прямо говорил о том, что существует конфликт интересов в сфере надзора.
Некоторые публикации в СМИ заставляют задуматься: а не «крышевал» ли
Новые ракурсы
О том, что Сергей Игнатьев был отлично осведомлен о масштабах проблем банковской системы, включая излюбленную многими банкирами тактику рисования отчетности, позволяет судить его последнее интервью «Ведомостям». Будучи человеком непубличным, он многие годы ограничивался докладами с официальных трибун, но перед самым уходом с поста все же высказался о том, что отечественные банки можно избавить от большинства сомнительных операций, фирмы-однодневки по силам вывести из теневого оборота, а хищение активов не должно сходить с рук.
Другой вопрос — как именно это делалось. Если с банком «Пушкино» все было понятно: это был не банк, а труба по перекачке вкладов в однодневки, то с Мастер-Банком все явно обстояло не так просто. То, что это крупнейший в России обнальный банк вряд ли стало для кого-то на рынке новостью, но у него был вполне легально работающий бизнес, и немалый. Однако источники уверяют, что к моменту банкротства в нем не было уже ни денег, ни человека,
Неуместные танцы
Любопытно, что расширенное заседание совета АРБР, на который съехался весь российский финансовый бомонд, проходил 12 декабря, как раз накануне черной пятницы. И именно в тот момент, когда банкиры ждали в гости Эльвиру Набиуллину и заклинали ЦБ и правительство перестать губить российский институт банковского посредничества, в высоких кабинетах принималось решение о банкротстве сразу трех банков.
Очень отрезвляюще прозвучал комментарий замглавы департамента финансовой стабильности Банка России Сергея Моисеева, который призвал банкиров вернуться в реальность и внимательно посмотреть на те риски, которые очевидны в ситуации долгосрочной стагнации российской экономики. Больше всего представителя ЦБ настораживает, что почти все активы банки уже заложили для пополнения ликвидности. Сергей Моисеев сравнил банкиров с танцорами, которые не замечают, что корабль идет ко дну.
Вице-президент Ассоциации «Россия» Александр Хандруев в свою очередь сообщил, что поводом для беспокойства остается усиление госбанков, имеющих доступ к дисконтному окну Банка России, что создает неравные условия для работы кредитных организаций на рынке. Он также обвинил банки с госучастием в недобросовестной конкуренции.
Проблема очевидна для всех и не сводится только к банковской системе: на Западе уже пишут книги о системе госкапитализма, выстраиваемой в современной России. Но в 2013 году ситуация обострилась. С момента, когда президентом РФ был озвучен курс на более доступные кредиты, Сбербанк и ВТБ24, пользующиеся дешевыми госсредствами, стали снижать ставки. Чтобы избежать оттока клиентов, их примеру последовали и другие банки, работающие с куда более дорогими ресурсами. Уже летом прошедшего года Александр Мурычев приводил данные, что маржа в Сбербанке составляет порядка 8%, в то время как в среднем по рынку — 3%. В итоге для комбанков в полный рост встал вопрос «процентных ножниц», и ситуацию улучшить не удается. А в условиях, когда государство будет ограничивать ставки по кредитам и намерено бороться с высокими процентами по вкладам, в том числе вводя дополнительные отчисления в фонд АСВ, улучшений ждать не приходится.
Доля госбанков уже в первом полугодии 2013 года почти достигла 50% от рыночных активов. На декабрь 2013 показатель уже превысил 52%, и, судя по продолжающейся закачке ликвидности в Сбербанк, ВТБ и прочие госбанки, тенденция сохранится на перспективу.
Противодействие лоббизму
Очевидной тенденцией ушедшего года можно назвать усиление противодействия мощному российскому банковскому лобби — как со стороны ЦБ, так и правительства, и даже депутатов. Самый значительный провал года — в том, что банкирам не удалось провести свои поправки в 9 статью действующего закона «О национальной платежной системе». В итоге статья, замороженная в 2012 году, с января 2014 вступила в силу, и банкам теперь придется выплачивать средства в случаях мошенничеств с картами.
Похоже, на этом уже рушатся карьеры. Так, экс-президент НП «Национальный платежный совет» Андрей Емелин в ноябре заявил, что уходит создать НП «Национальный совет финансового рынка», который займется экспертизой в финансовой сфере. Но на рынке не уверены, что это получится. И всему виной пресловутая 9 статья.
Банкиры не сдавались до последнего. 12 декабря вице-президент Альфа- Банка Владимир Сенин не отпускал Анатолия Аксакова на президентский прием в Кремле, публично требуя в последнюю минуту заново внести поправки банкиров в законопроект (как отреагировал сам Аксаков, «в нарушение регламента»).
И это не единичный случай, когда мнение банкиров не принимается в расчет. В частности, им так и не удалось пробить и повышение страхового возмещения по необеспеченным вкладам до 1 млн рублей. Впрочем, по этому вопросу единого мнения на рынке не было.
Большие претензии есть у банковского сообщества и к новому закону о борьбе с незаконными финансовыми операциями, который, предоставив право банкам отказывать в открытии счета, заставляет кредитные организации при малейшем подозрении отказываться от клиентов.
Больные темы — в новый год
В настоящий момент сложно понять, где именно находится центр принятия решений в законодательной сфере. Чрезвычайно выросла роль главы комитета по финансовому рынку Наталии Бурыкиной. Именно она, кстати, в том числе пугала рынок идеями, что вкладчикам пора принять на себя риски от вложения денег в ненадежные банки.
Очевидно, что ее шаги зачастую идут вразрез с согласованными позициями ЦБ и Минфина. Дошло уже до того, что Наталия Бурыкина зачем-то пообещала похоронить инициативу Минфина об ограничении расчетов наличными. Складывается ощущение, что не только с Неглинной, но и с Охотного ряда протоптана прямая дорожка в Кремль, но, похоже, что в разные башни.
В любом случае в новом году банкиров ждут новые законы, от которых ранее они успешно отбивались. Так, совместными усилиями ЦБ, Минфина и депутатов пишется закон о коллекшне, куда обещают, в частности, вписать запрет на работу в этой профессии для ранее судимых. И нельзя исключить попытки прописать в нем запрет на неограниченные контакты с должником (эту норму в последний момент с трудом удалось исключить из закона о потребкредитовании). Впереди также урегулирование ситуации вокруг банковских залогов. По некоторым данным, ЦБ планирует проводить жесткий аудит при участии независимых оценщиков. И конечно, Базель III, против которого так возражали банкиры и волнения о котором
К «удачам» 2013 года Анатолий Аксаков относит закон о мегарегуляторе. Не привело к ожидаемым сложностям введение мотивированного суждения. Появились механизмы долгосрочного рефинансирования, и в целом ЦБ стал активнее прислушиваться к нуждам банкиров.
Мрачная картина ближайшего будущего
Сергей Моисеев, заместитель директора департамента финансовой стабильности ЦБ РФ:
Первое, и это очевидно, никто из частников санировать банки не будет, там — кот в мешке, и никто не будет туда соваться.
Второй момент относительно рефинансирования: равный доступ, специальное дисконтное окно… ребята, это теоретические изыскания! По факту в рефинансировании участвуют 200 банков, это 95% активов. Я смотрел объемы рефинансирования на межбанке, каковы реальные потребности во внешней ликвидности для тех, кто не участвует в операциях по рефинансированию. Это буквально крохи.
Другое дело, что не все имеют туда доступ, поскольку нет необходимых активов. Но это их проблема, связанная с тем, как они управляют собственной ликвидностью, что не имеют таких активов.
Все банки имеют доступ. Никакого специального инструмента не нужно.
В действительности беспокоит то, что и вы все видите: темпы роста экономики сокращаются — было 2%, потом 1,5%, сейчас около нуля, а что дальше — это вопрос. И вы все должны понимать, что, когда экономического роста — ноль, никакого кредитного качества не может быть. И вас всех должно беспокоить, что вторая категория надежности растет.
Поэтому вы все должны быть готовы к тому, что даже если цена нефти будет выше 100 долларов за баррель, у всех у вас будет ухудшение качества портфеля. Вы все должны об этом думать, вы все должны иметь достаточный капитал. А у большинства из существующих банков капитала хватает только на очевидные текущие потери, а не на то, что в будущем кредитное качество будет ухудшаться. И это большая проблема.
Она связана со второй проблемой — с проблемой рефинансирования. Набрали ликвидности… В Японии есть система: привезли товар — увезли товар, не нужно тратиться на содержание складских помещений. Банковский сектор, по идее, должен быть таким же: максимальная доля работающих активов, максимальная доля активов, которые приносят процентный доход, и минимум текущей ликвидности, чтобы было максимум рентабельности.
Центробанк обеспечивает мгновенную ликвидность, чтобы если крупный клиент ушел или легкое волнение, внезапно дырка в ликвидности появилась, он затыкает дырку моментально, но не для фондирования.
Сейчас что мы видим? Что 4 триллиона ресурсов госсектора, и у многих банков все, что было из рыночных активов, — все заложено подчистую.
Влезаем в финансирование под нерыночное требование и там уже близки к максимуму: сейчас уже зарегистрированы 1,3 трлн рублей. Анатолий Аксаков ходил в Центробанк, просил аукционы месячные. Их дали, но похоже, что аукционов может не получиться. Все заложено. Крышу сорвало, политика максимального наращивания ресурсов всеми источниками. Что в результате? Вот сейчас будет хоть небольшое волнение — на почве психованных вкладчиков, слухов или чего-либо еще, где маневр? Где деньги брать? Нечего закладывать.
Неправильное управление ликвидностью. В других странах есть нормативы соотношения, что все заложить невозможно, — не более 50—70%. У нас все заложено.
Почему я сказал, что проблема кредитного качества связана с рефинансированием. Вы все знаете, что по первой категории у нас ничего не применяется, а во второй категории — применяется, и если категория падает, у вас большая проблема. Сейчас приняты некоторые решения, чтобы улучшить доступ к 312-П: и фикс дали не дискретный, а непрерывный, на любые виды и сроки, и аукционы. Что это? Продолжение предыдущей политики непрерывного фондирования. Вы сейчас наберете, а кредитный цикл идет вниз, качество падает, и где вы будете брать замещение обеспечения? Не представляю себе.
Третий момент: вы все видите, что у нас сокращается профицит торгового баланса, очень хрупкое состояние платежного баланса в целом. И прекрасно понимаете, что о перспективах валютного курса нужно думать. Вы все, конечно, выиграете монетарно, если будет некоторое обесценение и переоценка, но через три, шесть или девять месяцев попрет просрочка по валютным ссудам. Вы все готовы к этому? У кого есть запас по валютным ссудам? Вы просчитывали последствия? Это большая проблема, о которой нужно думать.
Четыре года с кризиса прошли, зарплаты росли быстрее, чем активы. Наняли сотрудников больше, чем до кризиса. Просто пир был. Играли, веселились. Но у нефтяного танкера до ватерлинии начал подниматься уровень воды, и стало ясно, что танкер скрипит, а музыка играет, банкиры все еще танцуют.
Поэтому все новации по рефинансированию, кредитному портфелю — это правильно, но банкир — это человек, который думает о лучшем, а планирует худшее. Нужно быть аккуратными.
По материалам расширенного заседания совета Ассоциации региональных банков России, 12 декабря 2013 года
Екатерина КАЦ
Комментарии
Ну ватерлиния это "линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна", так что сравнение не то, в остальном согласен.
Так пока и не штормит - поверхность воды спокойная. Но тучки на горизонте уже есть.
А статья мне понравилась.
Я понимаю, что "В Яндексе найдется все" (C), но только правильный ответ обычно оказывается не на первой странице
"Ватерлиния - линия вдоль борта судна, определяющая предельную осадку судна с полной загрузкой."
Другими словами: если грузить дальше, то расход топлива на тонно-километр полезного груза растет, устойчивость уменьшается, а при не очень удачных обстоятельствах судно может и просто затонуть.