Повседневные расходы россиян в декабре не изменились в годовом выражении, а с учетом инфляции снизились на 5 процентов, и эта тенденция продолжается последние три месяца, впервые с кризиса 2008 года, говорится в сообщении исследовательского центра Ромир во вторник.
По подсчетам Ромир, полученным на основе данных потребления 10.000 россиян в городах с населением более 100.000 человек, индекс потребительской активности россиян в декабре 2013 года вырос на 20 процентов к ноябрю, что неудивительно для предновогоднего месяца.
Однако по сравнению с декабрем 2012 года номинальные потребительские расходы выросли менее чем на 1 процент, а с учетом инфляции снизились на более чем 5 процентов.
В исследовании указывается, что такая же картина наблюдалась в ноябре и октябре, то есть стагнация номинальных и снижение реальных повседневных расходов россиян происходила весь 4-й квартал, и это случилось впервые с кризисного 2008 года.
Согласно данным Росстата, оборот розничной торговли в РФ в ноябре вырос на 4,5 процента к ноябрю 2012 года, а в январе-ноябре 2013 года в годовом выражении на 3,9 процента.
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, табачные изделия и непродовольственные товары, по данным Росстата, в ноябре вырос на 3,4 процента, а за январь-ноябрь 2013 года на 2,6 процента в годовом выражении. За декабрь данные ведомство еще не предоставило.
«Снижение потребительской активности, наблюдаемое на других рынках с начала — середины 2013 года, к концу года докатилось и до рынков товаров повседневного спроса. А продуктовые рынки вообще ушли в глубокий минус. И если в октябре — ноябре у нас еще была надежда на временный и случайный характер произошедшего «сбоя», то сегодня мы должны зафиксировать развертывание как минимум среднесрочного негативного тренда на рынке товаров повседневного спроса», — говорится в исследовании Ромира.
При этом еще в третьем квартале Ромир фиксирует темпы роста на уровне 15—16 процентов в годовом выражении, так что с поправкой на инфляцию можно было говорить о росте на около 8 процентов.
В декабре впервые о снижении темпов роста выручки в годовом выражении заявила крупнейшая торговая сеть в стране Магнит.
За весь 2013 год ритейлер показал хороший темп увеличения продаж — на 29,2 процента, даже чуть превысив собственный прогноз (28—29 процентов), однако в декабре рост составил всего 22,9 процента.
Главной причиной замедления темпов Магнит назвал «снижение потребительской активности домохозяйств, что нашло выражение в замедлении темпов прироста среднего чека», отметив «явный тренд на переориентацию покупателей в сторону товаров в более низком ценовом сегменте».
При этом рост сопоставимых продаж Магнита за 12 месяцев 2013 года составил всего 3,88 процента при увеличении среднего чека на 5,22 процента и снижении трафика на 1,28 процента.
Другие крупные игроки продуктового ритейла — X5 Retail, Дикси, Окей операционные результаты за последний квартал и за год еще не раскрыли.
«Мы полагаем, что другие розничные сети покажут аналогичные, но чуть менее выраженные тенденции в своих результатах», — говорится в комментарии к результатам Магнита Sberbank Investment Research.
«Зафиксировано существенное снижение уверенности потребителей, но мы не ожидали, что это затронет также и потребление продуктов питания», — говорится в сообщении Sberbank CIB, со ссылкой на их исследование потребительских настроений Индекс Иванова.
Ольга СИЧКАРЬ
Комментарии