Российские подразделения ВТБ отказываются от услуг Fitch. Поводом стало снижение агентством долгосрочного рейтинга банковской группы. В эксклюзивном интервью Business FM зампред правления ВТБ Герберт Моос объяснил принятое решение.
— Согласны ли вы с оценкой Fitch, понизившей рейтинг банка ВТБ?
— Мы считаем, что у Fitch просто нет информации, которая необходима для полноценной профессиональной оценки кредитоспособности ВТБ. Мы более года назад прекратили сотрудничество с этим агентством, поэтому последние данные, которыми располагает Fitch касательно деятельности ВТБ, актуальны лишь на конец 2011 года. Это объективно устаревшая информация, и строить на ней оценку компании невозможно.
— Окажет ли снижение рейтинга Fitch влияние на бизнес группы ВТБ?
— Мы поддерживаем взаимоотношения с двумя ведущими международными рейтинговыми агентствами — Standard & Poors и Moodies. Ни одно из этих агентств никоим образом не отреагировало на действия Fitch. Кроме того, все профессиональные участники рынка основываются на комментариях тех агентств, которым компания официально предоставляет информацию: именно так выглядит профессиональная услуга по рейтингованию эмитента. Fitch делает так называемый «unsolicited» рейтинг. Это рейтинг, который они решили делать, основываясь только на публичной информации.
— Вы отказались от сотрудничества с Fitch еще в 2012 году. Повлиял ли отказ от работы на доверие акционеров и инвесторов и не повлияет ли в будущем?
— Нет, мы консультировались с инвесторами, с акционерами. Есть четкое понимание в российской среде о том, что существует разные уровни профессионализма местной, локальной команды рейтинговых агентств. Мы видим, насколько серьезно работают команды у Moodies и S&P, это аналитики, которые известны в России, которые понимают российскую банковскую систему, место ВТБ в ней. У них есть интерес к нам, они задают, подчас, очень сложные вопросы, на которые мы всегда отвечаем. Мы встречаемся с ними часто и на самом высоком, и на рабочем уровне. Эти взаимоотношения нам очень важны, потому что мы понимаем, что именно рейтинги этих агентств определяют то, как акционеры, клиенты, инвесторы нас оценивают. Команда Fitch значительно поредела, профессионализм команды резко упал. Были случаи, когда данные, которые мы им отсылали, просто не рассматривались и не анализировались. Целый ряд заключений, которые сейчас сделаны российскими аналитиками агентства, не основаны на фактах.
При этом мы понимаем, что любое взаимодействие требует усилий с обеих сторон. В данной ситуации получалось, что работа с командой Fitch не приносила адекватных результатов. На момент 2012 года мы понимали, что у ВТБ нет необходимости работать сразу с тремя рейтинговыми агентствами, двух было вполне достаточно. Мы посмотрели на профессионализм команды, на ее сфокусированность на России и поняли, что Fitch сильно проигрывает конкурентам по многим аспектам.
— Кроме команды есть еще какая-то разница в подходе к работе по определению рейтингов Fitch и других агентств?
— Конечно. У каждого из этих агентств есть свои собственные методологии, они отличаются. Даже начиная с того, что сами рейтинги у S&P- это шкала triple A, triple B и т. д. У Moodies — B и т. п. Эти шкалы имеют эквивалентность, потому что инвесторам важно сравнивать между собой выводы. Существуют и другие довольно значимые отличия в методологии, касающиеся оценки конкретных инструментов.
Кроме того, разнится сам подход к оценке фактов. У Fitch были довольно-таки громкие заявления по поводу того, что уровень господдержки банка ВТБ снижается или будет снижен по сравнению с другими государственными банками. Нас эти заявления удивляют, потому что наши разговоры с акционерами, с государством, говорят об обратном. И когда мы спрашивали у коллег из Fitch, на чем основывались их заявления, мы так и не смогли получить ответов. Это еще раз подтвердило наши предположения, что профессионализм команды вызывает вопросы.
Кроме того, имеет смысл отметить то, что в отличие от аналитиков других агентств, которые комментируют сугубо вопросы рейтингов, аналитики Fitch уже давно перешли эту грань, и действуют скорее не как представители рейтинговых агентств, а как PR-субъект. Видимо, теряя долю на рынке, они попытались поправить свое положение, наращивая PR-цитируемость. Мы все чаще видим если не агрессивные, то, по крайней мере, сенсационные заявления представителей агентства, что в нашем понимании не должно входить в работу аналитика. Работа аналитика — это анализ кредитных инструментов эмитента, а не комментарии по вопросам политики, экономики, стратегий банков. Рейтинговое агентство и пиар-агентство — это все-таки разные вещи. Этот аспект тоже повлиял на наше решение не продолжать сотрудничество с Fitch в рамках Группы ВТБ.
Комментарии
Ну волшебники и только!!! Может они в ином мире живут?!