Идея пропустить крупных вкладчиков обанкротившихся банков вперед Агентства по страхованию вкладов (АСВ) в очереди за возвратом утраченных средств заморожена. Эта норма исчезла из доработанного варианта поправок к закону о банкротстве кредитных организаций. На фоне проводимой ЦБ расчистки банковского рынка негативная экономическая составляющая этой идеи, а именно перспектива ускоренного истощения фонда страхования вкладов, похоже, превысила ее социальный аспект.
Доработанный текст поправок опубликован на портале regulation.gov.ru и больше не содержит нормы, пропускающей вкладчиков, чьи депозиты превышали госстраховку 700 тыс. руб., вперед АСВ в очереди кредиторов банков-банкротов. Таким образом, появившиеся было в ноябре шансы вкладчиков на реальный оперативный возврат всех своих средств (см. «Ъ» от 22 ноября 2013 года) исчезли. По действующему законодательству АСВ на сумму выплаченного вкладчикам страхового возмещения встает с крупными вкладчиками в одну очередь, получая, по сути, статус крупнейшего квазивкладчика. Это существенно замедляет срок возврата гражданами средств и сокращает подлежащие возврату суммы, поскольку средства в рамках одной очереди кредиторов выплачиваются пропорционально размеру их требований. Поправка была исключена из текста проекта, так как в ходе совещания у председателя правительства в конце ноября прошлого года по поводу нее было высказано много замечаний, пояснил «Ъ» замминистра финансов Алексей Моисеев.
Формально срок доработки проекта (до 3 февраля) не завершен, и время на возврат этой, по существу, «народной» и очень актуальной в период расчистки банковского сектора поправки еще есть. Однако, по информации «Ъ» от источника, близкого к Банку России, в весеннюю сессию этого, скорее всего, не произойдет. «Изначально поправка исчезла из законопроекта для доработки, но недавно стало понятно, что назад она, по крайней мере оперативно, не вернется»,— уточняет собеседник «Ъ», знакомый с ходом дискуссии.
Однозначно выяснить, кто именно «отменил» поправку, пока не удалось. В Минфине этот вопрос конкретизировать не стали. Сама идея исходила от ЦБ. Из ответа регулятора на запрос вкладчиков от 20 января следует, что ЦБ не против поправки. В АСВ, интересы которого поправка ущемляет напрямую, уверяют, что также против нее не возражали. «При этом АСВ последовательно отстаивает необходимость соблюдения баланса интересов вкладчиков и системы страхования вкладов»,— отметил глава АСВ Юрий Исаев. По его мнению, система «должна быть эффективной, но не пластилиновой» и не должна покрывать все риски вкладчика, сохраняя за ним долю ответственности за выбор банка. Нейтрально, судя по ответу на запрос вкладчиков (письмо от 27 января, имеется в распоряжении «Ъ»), настроены и в профильном комитете Госдумы.
В еще одном заинтересованном ведомстве — Минэкономики — на официальный запрос «Ъ» вчера вечером не ответили. Однако, судя по ответу министерства на обращение вкладчиков по данному вопросу (копия письма от 23 января, есть в распоряжении «Ъ»), позиция этого ведомства скорее «нет», чем «да». У Минэкономики два основных аргумента: «система страхования вкладов направлена прежде всего на защиту средних и мелких сбережений» и «удовлетворение требований АСВ в случае банкротства банка в составе требований кредиторов первой очереди обусловлено целью рефинансирования фонда обязательного страхования вкладов для обеспечения защиты прав вкладчиков».
Впрочем, окончательно отчаиваться вкладчикам рано. По словам собеседников «Ъ», идея пропустить крупных вкладчиков вперед АСВ в процессе возврата средств еще может возродиться, но позже. «Тема-то интересная, не исключено, что ее реализация будет отсроченной»,— считает один из источников «Ъ». Сейчас же — на фоне расчистки банковского рынка, которую ЦБ до последнего времени вел, невзирая на размеры и статус банков,— отсрочить внесение такой поправки означает сэкономить средства фонда страхования вкладов. Целью же поправки было снизить социальную напряженность. Таким образом, экономические аргументы оказались важнее социальных. «С учетом того, насколько непросто идет процесс пополнения конкурсной массы обанкротившихся банков, ограничить источники пополнения фонда еще и за счет этих средств — слишком поспешное решение»,— считает председатель правления банка «Российский капитал» Дмитрий Еропкин.— Фонд просто не будет успевать пополняться за счет новых отчислений действующих банков при сохранении нынешних темпов зачистки рынка».
Впрочем, для пострадавших вкладчиков это не аргумент. «В борьбе за свои деньги мы сдаваться не намерены и, если не сработают наши официальные обращения к органам власти, мы готовы на другие меры вплоть до пикетирования»,— заявила «Ъ» вкладчица Витас-банка (лишился лицензии в июне 2012 года) Людмила Никитина. Ее поддерживают и вкладчики Мастер-банка (лишился лицензии в ноябре 2013 года). «Поскольку в последнее время инициатива по преимуществам для вкладчиков широко обсуждалась и даже в какой-то мере сняла напряженность, подобные непубличные действия не учитывают мнения всех заинтересованных сторон, несправедливы по отношению к пострадавшим гражданам, для вкладчиков это единственная реальная возможность вернуть свои средства»,— отмечает одна из вкладчиц банка Ольга, указывая, что, по статистике АСВ, вкладчикам возвращается около 15% сверх страховой суммы. Общая сумма незастрахованных вкладов, по данным агентства, на конец третьего квартала 2013 года составляла 349,4 млрд руб.
Ольга ШЕСТОПАЛ, Светлана ДЕМЕНТЬЕВА
Комментарии