Мировой рынок алмазов переживает не лучшие времена.
Итоги работы алмазной индустрии в 2002 году даже несколько превзошли ожидания аналитиков: компания De Beers, которой принадлежит 60% мирового рынка алмазов, показала прибыль $570 млн, что на 12% выше 2001 года. Продажи необработанных алмазов у компании выросли на 16%. Пик покупок изделий с бриллиантами пришелся на День благодарения и Рождество. Статистика продаж на ключевом для алмазной индустрии рынке США в периоды праздников показала значительный всплеск спроса. В результате запасы бриллиантов в рознице значительно сократились, и это заставило резко увеличить закупку сырья со складов монополиста. И все же лучшими для алмазного рынка оказались первые шесть месяцев: De Beers зафиксировала продажи на $2,8 млрд в первой половине 2002 года. Итоги второго полугодия оказались несколько ниже — $2,3 млрд. В целом за год продажа изделий из алмазов в мире выросла на 3%. «2002 год оказался довольно неплохим для отрасли», — считает аналитик JP Morgan Дэниэл Мейджер (Daniel Maygеr).
Однако в нынешнем году, по прогнозам, показатели продаж снизятся. В De Beers считают, что 2003 год станет настоящим испытанием для алмазной индустрии. Скромные темпы прогнозов роста мировой экономики не позволяют рассчитывать на существенный рост продаж.
Стратегически важным для De Beers является рынок США — здесь продается 50% общего предложения монополиста. В середине прошлого года и в начале этого кривая спроса на алмазы пошла вниз: политическая неопределенность и неспособность развитых экономик выбраться из затяжной депрессии не позволяют производителям алмазов надеяться на оптимистичный вариант развития событий. Уровень потребительского доверия в США остается на довольно низком уровне. Спрос на алмазы в Европе также остается низким. Сильно упали продажи в Японии. Аналитики JP Morgan указывают, что кривая продаж алмазов на самых крупных рынках сбыта очень значительно зависит от кривой ВВП. Пока настроения американских потребителей, особенно под влиянием возможной войны с Ираком, остаются не слишком оптимистичными. Аналитики Deutsche Bank считают, что в этом году будут также происходить сезонные скачки спроса, но его общий объем может оказаться ниже уровня прошлого года. Так, в прошлом году снижение цен произошло в январе (7—10%), и ростом был отмечен июнь (5%).
В этом году, считают в Deutsche Bank, рост цен на алмазы будет гораздо ограниченным, поскольку потребительский спрос находится на более низком уровне. В Deutsche Bank прогнозируют: продажи необработанных алмазов De Beers сократятся с $5,1 млрд до 4,9 млрд. Вместе с тем в рознице уровень продаж ювелирных изделий в 2003 году останется на уровне прошлого года.
Главный производитель алмазов в России — «АЛРОСА» также весьма сдержанно оценивает перспективы развития рынка. Добыча компании увеличится лишь на 1,6%.
«Международная ассоциация производителей бриллиантов считает, что в 2003 году алмазный рынок будет находиться в состоянии застоя, поскольку ситуация на главном рынке сбыта — США не внушает оптимизма, — говорит вице-президент Ассоциации российских производителей бриллиантов Арарат Эвоян. — Ожидания объемов продаж являются низкими. Вместе с тем пока все говорит о том, что 2003 год не станет для рынка столь же плохим, как 2001 год. Из этой ямы рынок в 2002 году все же сумел выбраться. Скорее всего 2003 год будет столь же неплохим, как и прошлый». К тому же, по его словам, российские производители бриллиантов занимают устойчивую нишу, которая составляет примерно 7—8%. «Если отклонения и произойдут, они будут незначительными и составят доли процентов», — считает Эвоян. Что касается продаж бриллиантов на внутреннем рынке, то здесь, как отмечают игроки, работают российские механизмы, совершенно отличные от западных. «Спрос на бриллианты в России, в отличие от США, мало коррелирует с ВВП и ситуацией в экономике. Поэтому более чем вероятно, что продажи бриллиантов в России вырастут», — отмечает представитель ювелирной компании.
Екатерина КРАВЧЕНКО