Шведский фонд East Capital Financials Fund решил диверсифицировать финансовый портфель и купил треть коллекторского агентства Morgan & Stout. Портфельные инвестиции на рынке проблемных долгов будут продолжаться.
Телефонный разговор с Димитриосом Сомовидисом, бывшим совладельцем сети кафе «Прайм», а ныне управляющим партнером коллекторского агентства Morgan & Stout, после нескольких минут обрывается на полуслове. Сомовидис объясняет: «В нашем офисе телефоны настроены так, что каждые пять минут автоматически разъединяются». Видимо, сотрудники агентства навострились взыскивать долги с клиента за 300 секунд.
Работающее в прямом смысле по часам агентство Morgan & Stout учредили английские партнеры, чьи имена держатся в строжайшем секрете. За год и три месяца существования компания разрослась до двух офисов (в Москве и Санкт-Петербурге) и 26 представительств по стране. Сомовидис затрудняется назвать точное число компаний-клиентов агентства, но уверен, что эта цифра приближается к 400: «Много банков и больших корпораций. Много компаний в телекоммуникационной отрасли — даже не знаю, кто в телекоме не является нашим клиентом».
В первой половине июля агентство купило крупный портфель банковских долгов у Кредит Европа банк примерно на 500 млн руб. Так что шведскому East Capital Financials Fund в середине июля достались акции уже пополневшей от приобретенных активов Morgan & Stout. Фонд приобрел 33,33% акций компании. По информации СФ, треть коллекторского агентства обошлась East Capital в 8 млн евро.
До сделки с Morgan & Stout фонд East Capital имел в своем портфеле только банковские активы. Ханна Лойкканен, старший советник East Capital, рассказывает, что для диверсификации бизнеса фонд давно смотрел на другие финансовые институты — лизинговые компании, аудиторские, страховые. Но именно в коллекторских агентствах фонд разглядел очень хорошие перспективы.
Перевести перспективы в цифры старший советник затруднилась. Хотя завесу приоткрыла. «Мы смотрели, как развивался коллекторский рынок в странах Восточной Европы (Польша, Венгрия, Чехия). Там развитие началось еще в конце 1990-х годов, и первые пять лет были самыми благоприятными,— говорит Ханна Лойкканен.— Потом мы посмотрели на российский рынок и выяснили, что здесь пока все только начинается, как раз те самые первые годы». К слову, первое в России коллекторское агентство «Секвойя кредит консолидейшн» появилось в 2004 году. Сегодня оно является одним из лидеров рынка проблемных долгов (по разным оценкам, доля компании составляет от 15 до 30%).
Единого мнения о реальном объеме российского рынка коллекторских услуг нет. Николай Иванов, начальник отдела финансового коллекторства «Центр ЮСБ», считает, что рынок проблемных долгов, который теоретически могли бы обслуживать сегодня профессиональные взыскатели, составляет 1,2—1,5 трлн руб. (эти цифры складываются из долгов банковского сектора, страховых и лизинговых компаний, сферы ЖКХ, операторов сотовой связи и долгов корпоративных клиентов). Однако, по словам Иванова, если оценивать долговой рынок в целом, то коллекторам на взыскание передается самый мизер — 1—2%. До освоенности рынку действительно далеко: даже в наиболее «оприходованном» коллекторами банковском сегменте им передано не более 8—9% общей задолженности. «Это связано с тем, что, во-первых, коллекторство — бизнес молодой,— объясняет Николай Иванов.— Во-вторых, зачастую банки полагаются на внутренние службы. Все зависит от политики отдельных банков».
Впрочем, жаловаться коллекторам не стоит. По словам Николая Иванова, рентабельность взыскного бизнеса составляет 15—50%. «Убыточным для коллекторского агентства, как правило, является только первый год работы, когда требуются значительные вложения в программное обеспечение, технику, мебель и офис. Через год наступает окупаемость, а дальше работа в прибыль»,— объясняет Николай Иванов.
Перспективность рынка проблемных долгов и высокая рентабельность работы на нем не могли оставить равнодушными инвесткомпании. Поэтому East Capital не первый западный «портфельщик», проявивший интерес к российским коллекторским агентствам. Так, в ноябре 2006 года американский инвестиционный банк Goldman Sachs приобрел долю в капитале «Секвойя кредит консолидейшн» (какую именно, не разглашается, но генеральный директор «Центра развития коллекторства» Дмитрий Жданухин считает, что речь идет о покупке 25—33% примерно за $20 млн). В июне 2007-го состоялась еще одна сделка: немецкий фонд Greater Europe Deep Value Fund приобрел блокпакет акций долгового агентства «Пристав». По оценке Дмитрия Жданухина, сумма этой сделки составила порядка $15 млн.
«Инвестфонды, безусловно, и дальше будут приходить в российские коллекторские агентства»,— считает Дмитрий Жданухин. По его словам, следующий претендент на продажу — «Финансовое агентство по сбору платежей» (ФАСП); далее на очереди агентство «Русдолгнадзор». Вместе с «Секвойей», «Приставом» и «Центром ЮСБ» эти компании входят в пятерку лидеров рынка. Так что рынок проблемных долгов находится в ожидании новых инвесторов.
Полина РУСЯЕВА