Предсказания относительно того, что кризис ликвидности отзовется, прежде всего, в регионах, кажется, начинают сбываться. В августе был лишен лицензии крупнейший банк Сахалина. Теперь его клиентами займется Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
Оснований для паники нет, возврат вкладов банка начнется после 21 августа, успокаивают вкладчиков в агентстве, то есть ровно через две недели после отзыва лицензии. Начиная с третьей декады августа и вплоть до осенних холодов граждане могут прийти за деньгами в любой удобный для них день. По данным агентства, вернуть предстоит около 2 миллиардов рублей. Ожидается, что за выплатами обратятся примерно 20 тысяч вкладчиков.
Проблем со средствами у АСВ нет: в настоящее время размер фонда страхования вкладов превышает 80 миллиардов рублей.
Напомним, что согласно законодательству вклады до 100 тысяч рублей будут компенсированы вкладчикам полностью, свыше этой суммы — на 90 процентов, но при этом вкладчик не сможет получить более 400 тысяч рублей — таков потолок возврата вкладов, установленный государством. По иронии судьбы, буквально месяц назад на одном из «круглых столов» депутаты Госдумы и аудиторы Счетной палаты предлагали повысить максимальный уровень возврата вкладов до 600—700 тысяч рублей, однако в законодательную форму эти предложения облечены не были. Таким образом, вкладчики, державшие в банке крупные суммы, смогут получить больше 400 тысяч рублей лишь в том случае, если Агентство по страхованию вкладов сможет собрать достаточно активов банка, чтобы расплатиться с кредиторами и заемщиками всех очередей.
Судя по всему, сделать это будет непросто. Не подвергая сомнению высокую квалификацию специалистов АСВ, приходится констатировать, что сами финансисты практически проигнорировали возможность поучаствовать в покупке активов банка. Несколько недель представители администрации региона, депутаты и чиновники вели переговоры с инвесторами, пытаясь найти нового собственника для кредитного учреждения, который не допустил бы банкротства.
Наиболее привлекательной из активов банка является разветвленная сеть филиалов и отделений. Однако, судя по всему, объем долгов, висящих на банке, и качество активов не устроили потенциальных покупателей, и крупнейший банк области, входящий в пятерку ведущих кредитных институтов Дальнего Востока, «пошел под снос».
Так или иначе, ни крупные столичные банки, ни кредитные организации с участием иностранного капитала не пожелали быть причастными к спасению утопающего. В итоге у прочих крупных дальневосточных банков появился шанс поделить клиентуру бывшего конкурента и в свою очередь укрепить свои рыночные позиции.
Можно предположить, что серьезная борьба развернется и за сахалинских вкладчиков. Более половины их держали свои деньги именно здесь, другая половина размещала свои средства в пяти средних и мелких сахалинских банках. Помимо этого, за деньги потенциальных вкладчиков будут бороться и десятки филиалов банков с материка.
Падение банка такого масштаба может стать серьезной проверкой для системы страхования вкладов. Пока еще после запуска системы в 2004 году столь объемных выплат пострадавшим банковским вкладчикам в России не проводилось. Кроме того, аналитикам рынка, возможно, стоит пересмотреть тезис об инвестиционной привлекательности «опорных» региональных российских банков. Крупнейший банк региона, часть акций которого принадлежала администрации Сахалинской области, оказался неинтересен инвесторам. При этом даже в условиях финансового кризиса на падающие ипотечные банки США и Великобритании неизменно находятся покупатели из среды местного бизнеса.
Сергей МАТВЕЙЧУК