Хоум Кредит энд Финанс банку (ХКФ Банк), который месяц назад Федеральная антимонопольная служба обвинила в сокрытии от заемщиков дополнительных комиссий, могут быть предъявлены новые претензии. На этот раз ФАС недовольна тем, что вместо названий кредита банк в договоре с заемщиком указывает буквенно-числовые шифры. По мнению антимонопольного ведомства, это лишает заемщика права на осознанный выбор кредитного продукта. Обеспокоенность ситуацией в ХКФ Банке проявил и Банк России.
Вчера Федеральная антимонопольная служба приступила к рассмотрению дела о нарушении законодательства о защите конкуренции, возбужденного в отношении ХКФ Банка в июле по жалобе банка «Русский стандарт». Как ранее сообщал «Коммерсант», суть претензий антимонопольного ведомства состояла в том, что банк получал конкурентное преимущество, скрывая на сайте дополнительные комиссии, которые присутствовали в договоре. По мнению ФАС, в действиях ХКФ Банка содержатся признаки нарушения ст. 14 закона о защите конкуренции, запрещающей введение клиентов в заблуждение относительно «характера и способа производства, потребительских свойств» товара или услуги. О значимости проблемы говорит тот факт, что рассмотрение дела проводилось публично, в присутствии не только пишущих, но и тележурналистов.
На заседании ХКФ Банку были предъявлены новые претензии. Антимонопольная служба выяснила, что в кредитном договоре с заемщиком названия продуктов банка («Синема-кредит», «Хоум-техника», «Уют-кредит» и другие) отсутствуют: они заменены буквенно-цифровыми кодами. По мнению замруководителя ФАС Андрея Кашеварова, это затрудняет для потребителя получение информации о кредите и не соответствует практике по повышению прозрачности условий кредитования.
Присутствовавший на заседании представитель Банка России также обратил внимание на подход, применяемый ХКФ Банком. «Ситуация усложняется тем, что у банка больше кредитных программ, чем указано на сайте,— пояснил замдиректора департамента банковского надзора Владимир Чистюхин.— Получается, что, выбрав конкретное предложение именно этого банка, заемщик может рассчитывать на одну программу, а подписать договор на другую». По мнению господина Чистюхина, ситуация с кодовыми названиями кредитов требует дополнительного рассмотрения, а тот факт, что заемщик получает всю информацию о кредите только в момент заключения договора, противоречит сути законодательства о раскрытии банком полной стоимости кредита.
Директор департамента прямых продаж, маркетинга и PR ХКФ Банка Игор Пржеровски в ответ на претензии регуляторов сообщил, что заемщику нужны не названия, а параметры кредита, которые указываются в конечном договоре. «Буквенно-цифровые обозначения, где буквы обозначают конкретный кредитный продукт, а цифры — параметр продукта, есть служебная информация банка, они позволяют идентифицировать кредитные продукты во внутренних информационных системах банка»,— пояснил господин Пржеровски.
Опрошенные участники рынка не припоминают, чтобы банки использовали коды для указания в договоре с заемщиком названия кредитной программы, однако отметили, что распространенной ситуацией является отсутствие названия кредитного продукта в договоре с заемщиком. «Таким образом, банк получает широкие возможности в плане маркетинга и рекламы кредитных продуктов, он может часто менять их названия, сохраняя тем не менее основные условия»,— говорит первый вице-президент Пробизнесбанка Эльдар Бикмаев.
В законности такой общепринятой практики банкиры не сомневаются. «Порядок наименования кредитных программ и указания их названий в договоре сейчас отдельно не прописан»,— отмечает руководитель блока розничного департамента Альфа-банка Алексей Марей. «Этот вопрос никогда отдельно не поднимался, каждый банк самостоятельно выбирает способ наименования программы в договоре»,— соглашается предправления банка «Ренессанс-Капитал» Алексей Левченко.
Впрочем, ФАС с такой позицией банкиров не согласна. «Нарушением является любое расхождение информации, доведенной до заемщика в публичной форме, с информацией, указанной в договоре, предлагаемом заемщику для подписания»,— считает Андрей Кашеваров. По его словам, если в ФАС поступят жалобы от конкурентов на использование кодов в кредитном договоре ХКФ Банка, ему могут быть предъявлены новые претензии. Вчера представители банка не смогли в полной мере ответить на вопросы ФАС, в связи с чем заседание было перенесено на 15 сентября.
Елена ПАШУТИНСКАЯ