Делегация Российской академии наук (РАН) вчера представила президенту Владимиру Путину доклад о возможных методах стимулирования экономического роста. Глава РАН Владимир Фортов, комментируя документ почти годовой давности, заявил об открытии в РАН способа выхода на «траекторию устойчивого развития» с ростом ВВП «до 6—8% ежегодно» и безусловным выполнением «майских указов» президента. Но на веру мнение академического сообщества о необходимости полной перестройки транспорта и внедрении «имитаторов молний» в энергосистему Владимир Путин не принял: открытия РАН изучат в ЦБ, правительстве и администрации президента.
Владимир Путин вместе с ведущими представителями экономического блока правительства — министрами экономики Алексеем Улюкаевым, финансов Антоном Силуановым, главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной, а также главой администрации президента Сергеем Ивановым и помощником по экономике Андреем Белоусовым — вчера принимал в Ново-Огарево представительную делегацию РАН, решившуюся наконец представить власти свои наработки по ускорению роста ВВП в России. По данным «Ъ», речь идет о докладе РАН, составленном в октябре-декабре 2013 года под руководством присутствовавших на встрече академиков Александра Некипелова, Виктора Ивантера и Сергея Глазьева. Этот доклад в части, имеющей отношения именно к стратегии выхода на новые траектории роста, повторял представленный в апреле 2013 года доклад Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.
Господин Глазьев выступал в Ново-Огарево в двух ипостасях — и как академик-экономист, и как советник президента, но документ представлял не он, а глава РАН Владимир Фортов, специалист в сфере энергетики.
Это придавало публичной части мероприятия некоторый шарм: господин Фортов не стал сильно акцентироваться на экономических аспектах доклада (едва ли не ключевым тезисом в его изложении стал вывод о наличии высокого потенциала роста экономики РФ, поскольку «объем сбережений сегодня значительно опережает объем накоплений основного капитала»), а рекламировал для присутствующих наработки в сфере электроэнергетики. По словам господина Фортова, такие наработки, как «взрывные размыкатели» и «имитаторы молний», уже представленные РАО ЕЭС (имеется в виду уже ликвидированное в 2008 году РАО «ЕЭС России»), обеспечат и «коренную перестройку» распределительных сетей, и «существенную экономию электроэнергии». Коренной перестройке также, по мнению господина Фортова, ради обеспечения роста ВВП на уровне 6—8% в год следует подвергнуть транспортную систему. Кроме того, Кремлю и Белому дому предложено обратить внимание на «установки по борьбе с раковыми заболеваниями» и «новые плазменные методы воздействия» на резистентные к существующим лекарственным средствам бактерии.
Как уже писал «Ъ», сам по себе доклад РАН представляет интерес в первую очередь определенным совпадением ключевых (содержательных) академических инициатив с предложениями Минэкономики по «бюджетному маневру» — в данном случае временного перефокусирования расходов федерального бюджета в сферы образования, здравоохранения, науки и ряда других бюджетоориентированных секторов. Впрочем, РАН как союзник Алексея Улюкаева себя пока не проявляет, тем более что альянс академиков с лоббистами военно-промышленного комплекса, который предполагается Минфином и Минэкономики жертвами «бюджетного маневра», выглядит намного более естественно. При этом готовность РАН дополнять свои сравнительно умеренные, хотя и явно не приемлемые для финансово-экономического блока правительства инициативы более масштабными идеями, накануне в интервью «Российской газете» продемонстрировал академик Некипелов: он предлагает профинансировать «избыточные» международные резервы под управлением ЦБ ($50—100 млрд) на закупку через «специальную госструктуру» или госбанки для негосударственных модернизационных проектов технологий и оборудования. Впрочем, даже и в этой идее Александра Некипелова при желании можно усмотреть, например, поддержку ЦБ в политике плавающего курса рубля и отказ РАН от инициатив по возврату валютного контроля.
Возможно, официальное представление доклада РАН, компетентность структур которой в вопросах экономики в сравнении с почти любым правительственным институтом сомнительна, следует рассматривать как чисто политический шаг. Владимир Путин, предлагая финансово-экономическому блоку правительства говорить с академиками о росте ВВП, вероятно, демонстрировал не столько готовность Кремля всерьез следовать советам академиков, сколько напоминал Белому дому о том, что он работает в конкурентной среде: монополии на мнение в вопросах макроэкономики ни ЦБ, ни Минфину, ни Минэкономики он лично не гарантирует.
Владимир Путин продолжает верить в академическую экономику
Президент в первую же минуту встречи отметил: «В Академии наук сформированы сильные традиции долгосрочного прогнозирования и исследования в области экономики». Поэтому, по его словам, роль РАН «в развитии экономики всегда была значительной и помогла России серьезным образом продвигаться вперед, в том числе и в достаточно сложные, даже кризисные годы развития нашего государства в целом». Вот и сейчас президент пригласил к себе академиков для того, чтобы «поискать вместе конкретные меры по стимулированию экономического роста». Президент считает, «что только на основе решения этой самой главной капитальной, фундаментальной задачи можно решать задачи опережающего развития экономики и социальной сферы». Совместный с академиками поиск решений проблемы роста господин Путин считает особо важным сейчас, когда «правительство готовит долгосрочный прогноз социально-экономического развития страны до 2030 года». Виктор Хамраев
Дмитрий БУТРИН
Комментарии