Банк России не намерен ужесточать денежно-кредитную политику в продолжение уже принятых им мер, заявил первый заместитель председателя ЦБ Геннадий Меликьян. В результате летнего роста ставок ЦБ и нормативов обязательных резервов уже замедлились темпы роста банковской системы, есть первые признаки замедления промышленного роста и инвестиций в экономику. Пауза в госрегулировании может продлиться до конца осени.
«Я считаю, что перегибать палку и закручивать гайки нельзя, мы сейчас в оптимуме, надо остановиться»,— цитирует «Интерфакс» заявление первого зампреда ЦБ Геннадия Меликьяна на банковском конгрессе в Нижнем Новгороде в пятницу. Заместитель главы ЦБ заявил, что дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики (ДКП) приведет лишь к снижению темпов роста российской банковской системы. Под ужесточением ДКП имеется в виду повышение процентных ставок и нормативов обязательных резервов — 1 сентября 2008 года они вырастут уже в четвертый раз в этом году. Эти меры, по его словам, действуют с временным лагом в 3—4 месяца. Первые последствия ужесточения, по словам господина Меликьяна, уже дали результат, остальные «начинают проявляться только сейчас».
Аргументы господина Меликьяна прежде всего касались банков. Без учета Сбербанка в январе-июле 2007 года активы банковской системы выросли на 16,3% (23,9% за аналогичный период 2007 года), собственный капитал — на 13,2% (32,5%), кредиты нефинансовым организациям — на 24% (28,5%), напомнил он. Смысл заявления ЦБ много шире, полагает Ярослав Лисоволик из Дойче Банка, речь идет не только о замедлении роста банковской системы, но и экономики в целом. В последние месяцы ЦБ удалось добиться серьезных успехов: темпы роста денежной массы (агрегата М2) введены в рамки денежной программы основных направлений ДКП на 2008 год, появились признаки замедления темпов роста инфляции. ЦБ сейчас важно занять выжидательную позицию и убедиться в эффективности курса и отсутствии у него сильных негативных последствий.
Основания для опасений ЦБ есть: промышленное производство уже два месяца демонстрирует крайне низкие темпы роста. Не слишком надежные данные промышленной статистики подтверждаются низкими темпами роста инвестиций в июле, когда они составили всего 9,9% (в 2,5 раз ниже, чем год назад). «Дальнейшее ужесточение ДКП может быть чрезмерным»,— утверждает господин Лисоволик с оговоркой, что рано говорить о замедлении: «слишком много неопределенностей». Еще одна неопределенность относится к сфере ответственности самого ЦБ. Существенная часть денежного предложения в России формируется за счет притока иностранного капитала. Объем денежной базы в широком определении на 1 августа составлял 5,28 трлн руб., прогнозируемый на 2008 год чистый приток капитала ($40 млрд) составляет около 20% этого показателя и около 7% агрегата M2. За неделю с 8-го по 15 августа отток капитала, по оценке Рори Макфаркуара из Goldman Sachs, составил около $15 млрд, продолжение этой тенденции может привести к денежному сжатию, проблемам с ликвидностью банковской системы, дальнейшему росту ставок и снижению кредита.
Аргументы к новому ужесточению денежно-кредитной политики, возможно, появятся уже осенью 2008 года. Возврат притока капитала зависит от окончательной оценки инвесторами последствий войны с Грузией и конфликта вокруг «Мечела», что произойдет уже в сентябре. Кроме того в IV квартале 2008 года с началом расходования Минфином и министерствами «бюджетного навеса» вернутся и риски избыточного курсового и инфляционного давления. Таким образом, реально пауза в ужесточении ЦБ денежно-кредитной политики может продлиться всего
Максим ШИШКИН