В 2013 г. число возбужденных в Москве налоговых дел выросло на 35%, рассказал руководитель ФНС Михаил Мишустин. Это позволило возместить ущерб бюджету на 2,6 млрд руб., раскрыл он предварительные данные. Динамику Мишустин объяснил действиями Следственного комитета (СКР), его «активной позицией». Статистики по России пока нет, говорит представитель ФНС.
Данные ФНС могут означать изменение тренда. Ранее СКР жаловался на падение числа налоговых дел. В 2009 г. их было 14 642, в 2011 г. — всего 3367, тенденция сохранилась и в 2012 г., приводил осенью данные старший инспектор СКР Георгий Смирнов. Следователи объясняли это изменением процедуры возбуждения налоговых дел при президенте Дмитрии Медведеве: с 2010 г. они могут делать это не самостоятельно, а только на основе материалов налоговиков.
К жалобам СКР прислушался президент Владимир Путин — в октябре он внес в Госдуму проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, возвращающий следователям право самостоятельно возбуждать дела. Документ уже принят в первом чтении. Законопроект вызвал панику в бизнес-сообществе, но на прошлой неделе Путин на встрече с президентом РСПП Александром Шохиным подтвердил свою позицию: давать заключение о наличии состава преступления — не задача налоговиков. «Можно, конечно, сказать, что в следственных органах недостаточно специалистов. И я очень часто слышу этот аргумент. Но это не правовой аргумент. Там должны быть такие специалисты», — объяснил он.
Сейчас налоговики и СКР договариваются о формате работы на площадке администрации президента, ключевой вопрос — нужно ли следователю согласие ФНС или нет и как должны налоговики проверять материалы СКР. Решения пока нет, говорят участники обсуждения.
СКР считает, что взаимодействие ФНС и МВД налажено плохо, говорил сотрудник правоохранительных органов: пока служба пришлет материалы, преступник уже может уничтожить следы преступления. РСПП предлагал СКР обязать налоговиков реагировать на любые сообщения следственных органов и выезжать вместе с ними на проверки.
ФНС проблем во взаимодействии не видит. В 2013 г. налоговики передали следственным органам 615 материалов налоговых проверок по Москве, говорится в ответе пресс-службы ФНС, по этим материалам возбуждено на 63% уголовных дел больше, чем в 2012 г. А совместные выездные проверки ФНС проводила вместе с МВД и раньше, говорили сотрудники службы. В 2013 г. совместно с органами внутренних дел по Москве было проведено 445 выездных проверок, их результативность, по данным ФНС, приблизилась к 96,6%, а эффективность одной проверки — 61 млн руб. «Это выше в 8,7 раза, чем когда мы проверяем одни», — заключил Мишустин (цитата по «Прайму»).
Рост числа дел не повод отказаться от президентского законопроекта, категоричен сотрудник СКР: следователь не должен зависеть от решения налоговиков — они не видят, сфальсифицирована отчетность или нет, не могут провести оперативно-розыскные мероприятия. Статистика налоговых дел не отражает масштабов налоговых махинаций, считает собеседник «Ведомостей», хотя ситуация действительно улучшается. Следователи получили сигнал сверху, объясняет он: растет бюджетный дефицит — и надо «атаковать».
Более агрессивное поведение правоохранителей заметили и юристы российских компаний. «Они теперь активно пользуются правом проводить ОРД и до возбуждения дела, запрашивают документы, опрашивают налогоплательщиков», — рассказывает один из них.
Маргарита ПАПЧЕНКОВА
Комментарии
Решение о направлении материалов о налоговых правонарушениях в следственные комитеты должны рассматриваться в суде. ФНС, на основании собранных с её стороны во время проведения проверок доказательств, направляет в суд материалы дела. Лицо-ответчик в суде на принципах состязательности сторон, разъясняет и отстаивает свою позицию (может нарушение возникло по независящим от него обстоятельствам, или даже нарушения нет). И только после этого, Суд, если усматривает признаки умышленного деяния, принимает решение о направлении материалов в СК для возбуждения уголовного дела.
По моему мнению, право на защиту от уголовного преследования предпринимательства в сочетании с принципами состязательности именно в суде, а не в отделах СК, направит вектор роста прозрачности бизнеса в России вверх, и, одновременно, приведет к росту предпринимательской активности и поступлений в бюджет не от ШТРАФОВ, а от НАЛОГОВ.
Не могу сказать, что только от этого зависит стабильность развития. Но думаю, по сравнению с КОЛИЧЕСТВОМ возбужденных уголовных дел, в перспективе данный сценарий выглядит всё-таки лучше.