Вчера индекс РТС снизился на 3,2% и достиг минимального значения с начала года — 1648 пунктов, это почти на 30% меньше, чем в январе. Индекс ММВБ потерял 3,9% (1321). «Инвесторы продавали все, что есть, причем западные, несмотря на выходной в Лондоне, были даже активнее русских», — отмечает трейдер Unicredit Aton Денис Саранцев. Российские акции падали на дешевеющей нефти ($113 за баррель Brent) и словах руководителей страны о возможном охлаждении отношений с НАТО и отсрочке вступления в ВТО, говорит Саранцев.
Самым шоковым событием оказалось заявление президента Дмитрия Медведева о возможности пересмотра параметров сотрудничества с НАТО вплоть до полного его прекращения, отмечает портфельный управляющий «Пилгрим эссет менеджмент» Ольга Изюмова. Такие жесткие комментарии, усиленные заявлениями вице-премьера Игоря Шувалова о намерениях России выйти из ряда соглашений по продолжающемуся процессу вступления в ВТО и просьбой Федерального собрания к президенту признать независимость Абхазии и Южной Осетии, окончательно напугали инвесторов и вызвали распродажи практически во всех «голубых фишках», говорит она.
Люди вынуждены закрывать маржинальные позиции, которых было много, и продавать бумаги на падающем рынке, добавляет управляющий директор УК «Атон-менеджмент» Евгений Малыхин. «Голубые фишки» вчера на ММВБ рухнули на 5—8% (см. рисунок). В плюсе лишь акции «Норильского никеля», растущие на сообщении о выкупе 4% акций по цене выше рыночной, отмечает Изюмова.
Акции ВТБ упали на 7,9% до 6,76 коп. — вдвое дешевле, чем при IPO в мае прошлого года. В минусе и участники народных IPO — Сбербанка (-33%) и «Роснефти». Падение акций народных IPO — не такая уж большая проблема, людей, потерявших деньги на 40%-ном падении «Газпрома», гораздо больше, полагает управляющий УК Росбанка Денис Пахомов. Эксперты считают нынешние котировки госбанков заниженными.
Ситуацию на рынке определяют спекулянты, которые используют такие ликвидные бумаги, как Сбербанк и ВТБ, для игры на понижение, констатирует замдиректора департамента рынков акций «КИТ финанс» Александр Бохин.
По такой цене акции ВТБ, несомненно, стоит покупать, считает аналитик «Метрополя» Марк Рубинштейн. Долгосрочные инвесторы, которые хотели выйти из ВТБ, давно сделали это, сейчас несправедливому снижению его стоимости способствуют спекулянты, считает он.
Капитализация ВТБ всего на 10% больше его собственных средств, у Сбербанка это отношение 1,7, в среднем у торгуемых российских банков — 1,6, говорит Рубинштейн. В один капитал оцениваются лишь американские банки, которым грозят новые списания в связи с кризисом, да казахстанские банки, пострадавшие от кризиса гораздо больше, чем российские. У Citigroup оно 0,86. Банк оценивается в один капитал, когда инвесторы не ожидают, что он будет получать прибыль, говорит аналитик «КИТ финанс» Мария Кальварская: он может реализовать свои активы, погасить обязательства, а капитал — это то, что у него после этого останется.
ВТБ перекапитализирован, так что оценка к капиталу не слишком важна, возражает управляющий «Ренессанс управление инвестициями» Михаил Борисов. «Мы используем капитал так, как планировали, главное, что влияет на наши котировки сейчас, — это не наша деятельность, а рынок, который сегодня низко оценивает акции всех финансовых институтов», — отметил зампред правления ВТБ Василий Титов.
По мнению Борисова, ВТБ пока недостаточно привлекателен по сравнению с почти так же упавшим Сбербанком, который присутствует в наиболее растущих сегментах, располагает филиальной сетью и имеет потенциал снижения издержек. ВТБ же сеть только строит, издержки будут расти, а привлеченный капитал он пока мало использовал, считает он.
Частный инвестор Владимир Синяков, купивший акции ВТБ в ходе IPO, говорит, что, хотя разочарован падением акций и небольшой прибылью банка, пока их не продает. Фондовый рынок падает уже три месяца подряд, отмечает Малыхин, его восстановление может занять до года.
«У меня невеселые предчувствия, — делится Саранцев. — Если эскалация конфликта между Россией и Западом продолжится, то индекс РТС может потерять еще 15—20% в ближайшее время». Управляющие надеялись, что рынок выправится быстро, рассуждает Пахомов, но теперь значительная часть игроков рассталась с иллюзиями, что рынок выправится к осени. За последние три месяца российские акции потеряли треть стоимости — рекордное по глубине и продолжительности падение, исключая 1998 г., отмечают аналитики УК «Уралсиб», и рынок может упасть еще на 10%.
Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА, Анна БАРАУЛИНА, Даниил ЖЕЛОБАНОВ