Политический и экономический кризис на Украине может негативно сказаться не только только на всей банковской системе страны, но и на украинских «дочках» российских банков. Основная проблема — гособлигации, которыми перегружена банковская система страны. По оценкам Moodys, на балансах украинских банков находится около $10 млрд гособлигаций. Это около 7% активов и 45% совокупного капитала банков Украины.
Банки скупали государственные облигации, потому что это один из немногих ликвидных активов, под который они могли получить рефинансирование в Национальном банке Украины. «Банкам были интересны высокие процентные ставки (до 17% годовых), а Нацбанк давал возможность частично формировать резервы с помощью госбумаг», — говорит аналитик Moodys Елена Редько.
Теперь, когда Украина находится в преддефолтном состоянии, эти облигации могут сказаться на финансовом состоянии банков.
В пятницу на прошлой неделе французский Societe Generale сообщил, что вероятность дефолта по обязательствам Украины существует при любом развитии событий в стране. Сейчас суверенный рейтинг Украины находится на уровне Caa2 по шкале Moodys, CCC по Fitch и S&P.
Проблема еще и в том, что 57% госдолга Украины номинировано в валюте. Это создает дополнительный риск для банковской системы при стремительной девальвации гривны, считают аналитики рейтингового агентства Fitch. С начала января по оценкам агентства, Нацбанк продал как минимум $2 млрд, чтобы поддержать национальную валюту, а курс гривны все равно снизился на 7,8% по отношению к доллару. Денег у Украины на поддержание национальной валюты остается немного.
На конец января международные резервы составляли $17,8 млрд. По данным Bloomberg, Украина к до конца 2015 года должна заплатить по своим бондам $17 млрд (с процентами), а $1 млрд нужно потратить на погашение облигаций уже в июне 2014 года.
Какие российские банки под ударом? Проблемы могут коснуться, например, ВЭБа и его «дочки», шестого по размеру активов Проминвестбанка. Портфель гособлигаций банка на 31 декабря 2013 года составлял, по оценке Редько, не менее $266 млн (47% собственного капитала).
У «дочки» Сбербанка на Украине портфель ценных бумаг на 30 сентября 2013 года составлял $346 млн (75% собственного капитала). У дочернего банка ВТБ портфель ценных бумаг — $145 млн (34% капитала), у Альфа-банка — около $100 млн. И это, по словам Редько, в основном гособлигации Украины.
Агентство Moodys считает, что без поддержки материнских банков российские дочки также близки к дефолту, как и сама Украина.
Еще одна проблема — кредиты, выданные российскими банками напрямую украинским компаниям. Например, украинская компания «Нафтогаз» продлила в 2013 году кредит на $2 млрд у российского Газпромбанка. ВЭБ вложил $8 млрд в одну из крупнейших металлургических компаний Украины — «Индустриальный союз Донбасса».
О своей готовности принимать меры по поддержке дочернего банка на Украине заявил глава Сбербанка Герман Греф. Пресс-секретарь Райффайзен Банк Интернациональ АГ (владеет российским банком Райффайзен и украинским Райффайзенбанк Аваль) Ингрид Кренн-Дитц заявила, что у банка есть план на случай непредвиденных обстоятельств, в том числе по обеспечению ликвидности дочерних банков.
Проблемы с ликвидностью, кстати, уже начались. Ограничения на снятие наличных ввели Раффайзенбанк Аваль, Приватбанк и Unicredit. Госбанк «Ощадбанк» установил лимит на снятие наличных для клиентов других банков в размере 500 гривен.
Петр РУДЕНКО