Выбранная МДМ-банком в прошлом году консервативная стратегия развития негативным образом сказалась на доходности бизнеса. За первые шесть месяцев этого года банк заработал на 20% меньше, чем год назад, а рентабельность его капитала снизилась почти вдвое. Акционеры предпочли устойчивость банка своим доходам, считают эксперты.
Согласно официальной отчетности МДМ-банка по международным стандартам, в первом полугодии 2008 года его чистая прибыль составила 2,2 млрд руб., что почти на 20% меньше заработка за первые шесть месяцев 2007 года. Снижение результатов объясняется потерями, которые банк понес от операций с ценными бумагами в первом квартале (297 млн руб.), а также увеличением резервов по выданным кредитам (на 261 млн руб.). В итоге за полугодие операции с ценными бумагами принесли 173 млн руб. против 507 млн руб. годом ранее. Как пояснил финансовый директор МДМ-банка Андрей Ильин, банк «продолжает политику поддержания излишней ликвидности и снижения зависимости от международных обязательств». Осенью прошлого года
Пока банку не удалось кардинально изменить ситуацию. По расчетам аналитика «АнтантаПиоглобал» Максима Осадчего, если в начале 2008 года объем внешних обязательств МДМ-банка составлял 53% от общих обязательств, то сейчас эта доля снизилась до 40,5%. «Банк наращивает долю клиентских средств в своих пассивах, однако его политика финансирования остается рискованной,— считает эксперт.— Доля внешних займов даже в 30% уже считается критической».
По данным на 1 апреля 2008 года МДМ-банк занимал 12-е место по размеру собственного капитала (35,8 млрд руб.) и 13-е место по сумме чистых активов (276,1 млрд руб.). До декабря 2006 года МДМ-банк контролировался совладельцами СУЭК и «Еврохима» Андреем Мельниченко и Сергеем Поповым. После раздела активов 90% акций МДМ-банка достались Сергею Попову (сейчас он контролирует 76,95% акций), 8,5% — члену комитета по стратегии банка Мартину Андерссону. В июле 2007 года у МДМ-банка появилось еще два новых акционера — Международная финансовая корпорация (IFC) (5%) и инвесткомпания Olivant Limited (компания выкупила 9,5% акций и получила право на выкуп еще 4,75% в течение шести лет).
Консервативная политика ведения бизнеса сказалась на темпах роста банковских доходов. Его кредитный портфель увеличился всего на 11,2% и на 30 июня составлял 207,4 млрд руб. При этом чистый процентный доход МДМ-банка в этом полугодии вырос всего на 15% против 50% год назад и составил 7,5 млрд руб. Чистый комиссионный доход оказался меньше, чем в прошлом году, на 1% (1,1 млрд руб.), тогда как прирост этого показателя год назад составлял 84%. Одновременно со снижением доходов у банка выросла просроченная задолженность по кредитам — ее общий объем увеличился с 2,7% до 3,5%. При этом просрочка по розничным кредитам и по кредитам для малого и среднего бизнеса составила 6,7%. «Это очень высокий показатель для этого сектора,— говорит Максим Осадчий.— Особенно в условиях увеличения доли кредитов малому и среднему бизнесу в общем портфеле».
Результаты работы МДМ-банка за шесть месяцев вряд ли обрадовали его акционеров. За данный период рентабельность его капитала снизилась почти вдвое — с 18,7% в первом полугодии 2007 года до 10,75% в этом полугодии, рассчитал Максим Осадчий. Притом в среднем по рынку этот показатель составляет сейчас около 20%. «Такие показатели МДМ-банка были предсказуемы: они связаны не только с общим торможением российского банковского рынка, но и с очень консервативным подходом к формированию ликвидности банка, которую мы одобряем на данном этапе его развития,— говорит заместитель директора парижского офиса Standard & Poor`s Екатерина Трофимова.— В условиях финансового кризиса акционеры предпочли устойчивость банка свои доходам».
Стратегия МДМ-банка может принести положительный результат при привлечении стратегического инвестора, на что могут рассчитывать акционеры МДМ-банка. О такой возможности участники рынка стали говорить после появления в капитале МДМ-банка корпорации IFC. Как отмечает аналитик корпорации «Уралсиб» Леонид Слипченко, стратег в первую очередь будет ориентироваться не на падение рентабельности бизнеса, а на факторы, влияющие на долгосрочное развитие,— филиальную сеть и развитую розницу. «Даже в сегодняшних условиях, акционеры могут рассчитывать на трех-четырехкратное превышение стоимости сделки над капиталом»,— считает эксперт.
Юлия ЧАЙКИНА