Просроченная задолженность по кредитам в Санкт-Петербурге на первое июля достигла 0,9% от общей суммы ссудной задолженности против 0,7% на начало года. И хотя этот показатель лучше общероссийского (1,3%), темпы роста вызывают тревогу экспертов. Только за второй квартал в абсолютном выражении просроченные ссуды возросли на 35%, тогда как совокупный кредитный портфель банковского сектора города вырос только на 11%. К ухудшению показателя привел рост просроченных корпоративных кредитов: они росли в четыре раза быстрее, чем розничные.
Просроченная задолженность по кредитам, предоставленным банками Петербурга и филиалами иногородних банков, на 1 июля составила 0,9% против 0,7% на 1 января, сообщается в ежеквартальном бюллетене ГУ ЦБ по Санкт-Петербургу. В абсолютном выражении просроченные ссуды с начала года возросли с 6,4 млрд до 10,7 млрд руб., при этом только за второй квартал рост составил 35%. «Доля несвоевременно погашенных заемщиками ссуд в общей сумме кредитных вложений сохраняется на относительно невысоком уровне. Вместе с тем рост просроченной ссудной задолженности за апрель-июнь был выше темпов роста совокупного кредитного портфеля банковского сектора города», — отмечает ГУ ЦБ.
Кредитный портфель банков Петербурга за второй квартал вырос на 11,1% и на 1 июля составил 1,158 трлн руб. В первом квартале рост совокупного портфеля был еще ниже — 10,7%, тогда как просроченная задолженность за первый квартал увеличилась на 22%, а ее доля в общем объеме ссуд составляла 0,8%.
Эксперты называют уровень просроченной задолженности в Петербурге низким, ведь в целом по России, по данным ЦБ, на конец полугодия просрочка составила 1,3%. «Петербург повторяет общероссийскую тенденцию, хотя за счет высокого экономического развития ситуация в городе лучше», — отмечает аналитик «КИТ Финанс» Мария Кальварская.
К ухудшению показателя просроченной задолженности в Санкт-Петербурге привел рост просроченных корпоративных кредитов. Как сообщает ГУ ЦБ, в апреле-июне по кредитам юрлицам просрочка возросла на 51%, а по кредитам населению — всего на 12%. По мнению аналитика компании «Брокеркредитсервис» Дениса Мухина, рост просрочки в корпоративном сегменте был спровоцирован тем, что в связи с неблагоприятной ситуацией на финансовом рынке возможности многих компаний по рефинансированию своих заимствований серьезно сократились. В основном это коснулось некрупных предприятий.
«Негативное влияние на финансовое состояние предприятий оказывают высокая инфляция в производственном секторе, рост стоимости заимствований, неблагоприятная конъюнктура долгового рынка», — добавляет аналитик «Совлинк» Ольга Беленькая. Она отмечает, что в целом по российскому банковскому сектору в течение последних лет просроченная задолженность росла в основном за счет розничных кредитов, что было связано со стратегией агрессивной экспансии банков в этом сегменте, тогда как показатели возвратности корпоративных кредитов, напротив, улучшались — за счет этого банкам удавалось поддерживать долю просроченных кредитов в общем объеме кредитов на стабильном уровне. Еще одной причиной роста просрочки в корпоративном сегменте может является развитие малого и среднего бизнеса в регионе, на который приходится значительная доля корпоративного кредитования, отмечает Мария Кальварская.
По российским показателям объем потерь до 2% по юрлицам является адекватным финансовым результатом деятельности банков, отмечает вице-президент Международного банка Санкт-Петербурга Максуд Купров. По словам начальника коммерческого отдела банка БФА Федора Зобнева, в мировой практике среднестатистическая величина проблемных кредитов колеблется в коридоре от 4 до 10%, уровень свыше 10% считается тревожным сигналом для экономики, ниже 1% — очень хорошим.
Виктория АЛЕЙНИКОВА