Картины мрачного будущего, которые обязательно повлечет за собой мировой финансовый кризис, не нарисовал только ленивый. Но почему-то, живописуя все беды от дешевеющих ценных бумаг, бьющихся в лихорадочных конвульсиях бирж и банкротящихся банков, никто не обратил внимания на социальные последствия кризиса. А они не заставили себя ждать.
В финансовом секторе начались массовые сокращения работников. Управленцев увольняют тысячами. Правда, пока только на Западе. С начала 2007 года без работы осталось более 80 тыс. человек, занятых в финансовой сфере. Учитывая, что большинство из них являются высококлассными, опытными, но узкими специалистами, впору забить тревогу. Сменить профиль деятельности этим людям будет очень не просто, а в страховке от безработицы ввиду неустойчивого положения на рынках страховщики им попросту отказывают.
Стоит ли удивляться, что на улицах Нью-Йорка на пересечении 50-й улицы и Парк-авеню можно встретить мужчину в дорогом, явно сшитом на заказ костюме, великолепно выглаженной рубашке и шелковом галстуке, с табличкой на плечах «Выпускник Массачусетского технологического института со стажем ищет работу». А это, между прочим, факт. Таким образом пытался трудоустроиться бывший банкир Джошуа Перски, который потерял работу полгода назад
Надо сказать, что хотя до западных масштабов сокращений нам еще очень далеко, но первые ласточки у нас уже есть. По информации «Известий», ряд управляющих компаний уже начали «чистку рядов», избавляясь от лишних сотрудников, труд которых стал слишком дорог для работодателей.
Действительно, потери фондового рынка (например, индекс РТС с начала лета упал примерно на 36%) оборачиваются сокращением доходов инвестиционных компаний. И прежде всего страдают сотрудники компаний управляющих, которые занимаются Паевыми инвестиционными фондами (ПИФами). Откуда взяться хорошим прибылям, если рынок падает, а вкладчики изымают из ПИФов свои средства. Так, за первые полгода 2008-го отток из фондов исчисляется 11 млрд рублей.
Конечно, пока сокращения не превратились в массовое явление.
— Все очень быстро меняется, и в последнее время наш рынок действительно идет вниз, но никаких массовых сокращений финансистов не наблюдается, — считает партнер рекрутинговой компании Maksman Михаил Торчинский.
Первыми жертвами борьбы за экономию стали сотрудники так называемых незарабатывающих подразделений — сотрудники PR, рекламных служб и т. д. Но если текущая ситуация не изменится, то на улице могут оказаться и профессиональные финансисты. Правда, рекрутеры успокаивают, что таких масштабов, как на Западе, безработица среди наших белых воротничков не достигнет.
— Нас нельзя сравнивать с Западом. У нас рынок другой, — говорит директор по развитию группы компаний «Агентство Контакт» Татьяна Ананьева. — Так что рынок труда в России по-прежнему активный, по-прежнему горячий. Другое дело что все больше менеджеров представительств иностранных компаний, затронутых кризисом, жалуются на некоторое ухудшение их положения. И это понятно: сокращаются темпы роста банковских портфелей, сокращаются и их гонорары.
Но есть и другое мнение. На недавнем заседании «Экономического клуба» в «Известиях» президент компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин предрек более страшную картину:
— Что будет в Москве, где 2,5 миллиона офисных работников, которые ничего не делают? Мы же ничего не производим. Ни молока, ни мяса, ни велосипедов… Ничего. Мы все покупаем по импорту на нефтяные деньги.
Анастасия САВИНЫХ