Россия не видит перспектив присоединения к ВТО в ближайшие месяцы или даже несколько лет. Об этом заявили на прошлой неделе первые лица государства. А поскольку наша страна несет обременения по некоторым соглашениям в формате ВТО, Россия намерена начать переговоры о выходе из этих соглашений.
Этот шаг отнюдь не был экспромтом. Так, сотрудник одного из аграрных институтов за неделю до появления официальной информации позвонил в нашу газету и сообщил, что ему «поручено оценить вред для России от одностороннего выполнения договоренностей в рамках переговорного процесса по ВТО». Он даже выказал уверенность представить в редакцию соответствующие материалы, но вскоре передумал, и теперь понятно, почему: даже сегодня, когда карты как бы раскрыты, остаются засекреченными и страны, с которыми мы эти договоренности разрываем, и сектора, которых это касается, «потому что это переговорная позиция». Хотя на самом деле это секрет Полишинеля: АПК, США, ЕС — вот ключевые слова.
25 августа первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов заявил, что правительство не видит перспектив присоединения к ВТО в течение месяцев или даже лет. Это, вероятно, первая трезвая оценка положения дел, прозвучавшая из правительства. Так, позиция минэкономразвития в бытность там министром Германа Грефа стала едва ли не темой для анекдотов: ведомство называло с десяток «железных» сроков, каждые из которых срывались. «РГ» же ровно год писала, что Россия не станет членом ВТО в ближайшие несколько лет.
Что, однако, подтолкнуло Москву к осознанию этих реалий? Непосредственным поводом стало заявление торгового представителя США Карлоса Гутьерреса о том, что «Россию ждут проблемы при присоединении к ВТО» в связи с событиями на Кавказе.
ВТО — очень политизированная организация.
Напомним, что отношения с Грузией оставались головной болью переговорщиков на протяжении последних лет; в частности, Грузии не нравилось функционирование российских пограничных переходов в Абхазии и Южной Осетии, а также запрет на ввоз грузинских вин. Но заявления прозвучали не от Грузии, а от США. С другой стороны, вызывает удивление, что уважаемый
Кажется, США забыли о собственных интересах, ради..? Но тут впору остановиться, потому что мы вступаем в зону предположений.
Как отреагировали на все это наши партнеры? Пока мы имеем реакцию ЕС, не считая странного заявления США. Вхождение России во Всемирную торговую организацию является шагом, который до сих пор возможен, цитирует слова представителя Еврокомиссии Питера Пауэра РИА Новости. «Россия должна ускорить свои попытки… Существует большое количество препятствий, но они могут быть преодолены при наличии правильной политической воли», — сказал он в версии агентства Рейтер. Реакция ЕС очень показательна. С одной стороны, именно ЕС еще года два назад начал поднимать шум о невыполнении Россией своих обязательств, в частности по поводу взимания денег с европейских авиакомпаний за транссибирские перелеты (Россия не соглашалась с тем, что этот вопрос касается ВТО). С другой — именно Евросоюз проплатил дорогостоящую информационную программу по популяризации присоединения России к ВТО, и, вероятно, там просто не хотят признать, что деньги ушли в песок. К тому же ЕС объявил о подписании протоколов с Россией за год с лишним до Штатов, и теперь не хотелось бы акцентировать, что поторопились, а Штаты, когда говорили, что Россия — «непредсказуемый партнер вроде Китая», были правы.
Что теперь
То, чем сейчас будет заниматься Россия — это переговоры, но уже не только переговоры о членстве (хотя и эти переговоры никто не сворачивает), а о прекращении действия ряда соглашений. Игорь Шувалов подчеркивает, что, как только Россия станет членом ВТО, она может вернуть взятые на себя обязательства. Вряд ли, однако, все — ведь соглашения, которые собираются прервать, объявлены вредными для экономики страны; зачем же к ним возвращаться?
Переговоры о прекращении соглашений пойдут не «с ВТО», а с конкретными странами. Список этих стран не оглашается, как не называются и собственно соглашения. Эксперты, однако, уверенно называют в числе этих стран США и ЕС. Именно с ними переговоры о членстве шли наиболее напряженно, приходилось делать уступки.
Нельзя не отметить, что в лагере российских специалистов, отвечающих за ВТО, единства нет, и поэтому сказать, когда именно начнутся переговоры, трудно. Так, особняком стоит мнение директора информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексея Портанского, который традиционно считается одним из российских гуру по ВТО:
— России в сложном переговорном процессе о вступлении в ВТО удалось выторговать (при заключении соглашений с США и ЕС) для себя довольно хорошие, по сравнению с многими другими странами-членами ВТО, условия в торговле, — цитируют его слова агентства. — Поэтому не думаю, что Россия пойдет на разрыв этих соглашений, не проанализировав их еще раз детально с целью выявления негативных последствий для экономики.
В свете этих слов вопрос, что же это за «вредные для экономики» соглашения, становится уже просто интригующим. Тем более, по его же словам, если ряд соглашений прервать, потом придется заключать их заново с новыми, скорее всего, более худшими условиями.
— Я не знаю соглашений, которые противоречат российским интересам, — вторит ему аналитик компании ФБК Игорь Николаев. — Даже самый больной вопрос — уровень господдержки сельского хозяйства — не очевидно противоречит российским интересам. Он напоминает, что ЕС сокращает поддержку своего АПК. Действительно, Евросоюз надорвался. Зачем же России повторять чужие ошибки?
Отчасти план действий раскрыл главный переговорщик по ВТО Максим Медведков, который заявил агентству РИА Новости:
— Россия не будет расторгать базовые двусторонние соглашения по ВТО, а планирует пересмотреть только экономически невыгодные для нашей страны соглашения по отдельным товарам, заключенные в обмен на обещание партнеров оказать поддержку по скорейшему вступлению РФ в эту организацию.
При этом он называет число соглашений об уступках — около 10. Выполняя их, «мы платим за воздух. А нам обещали не воздух, а членство в ВТО».
В отсутствии информации аналитики пытаются делать выводы, на что нажмет Россия. Главный экономист ИФК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков называет в числе этих соглашений обязательства по импорту мяса, по тарифам на лес. В отчете другой группы аналитиков упор делается на АПК. Эксперты напоминают, что в ожидании ВТО Россия снизила ввозные пошлины на сельхозпродукцию, а также обязалась удерживать субсидии аграриям на минимальном уровне. В то же время напомним, что по уровню субсидий Россия пока не добралась даже до минимального уровня (около 9 миллиардов долларов).
Но все может измениться — первый вице-премьер правительства Виктор Зубков сообщил, что в проект бюджета закладываются новые субсидии АПК в размере 21 миллиарда рублей на 2009—2011 годы. Часть этих денег пойдет на развитие птицеводства.
Премьер Путин уже заявил, что Россия в первую очередь запретит импорт не отвечающей требованиям Россельхознадзора американской курятины. Пока только19 производителей.
Что будет?
Напомним, что присоединение к ВТО — это своего рода внешний аудит правил игры в экономике России, который, судя по всему, ей не помешает. ВТО можно критиковать, но то, что ее правила выработаны годами практики — пожалуй, бесспорно. И отсутствие внешнего критика действий хозяйствующих субъектов и государства — вот источник по-настоящему значимых потерь для экономики страны, размеры которых даже трудно оценить. «Прямой экономический эффект от вступления в ВТО является спорным, поскольку около 80 процентов российского экспорта представлено товарами, торгуемыми на бирже, — говорится в одном из аналитических отчетов. — Однако оно всегда рассматривалось в качестве мощного стимула для продолжения экономических реформ в России».
Большинство аналитиков считают, что для производственного сектора экономики отсрочка присоединения может оказаться даже позитивной, но ненадолго. Фондовый рынок отреагирует отрицательно, что вызовет снижение притока капиталов в Россию и в конечном счете заденет и сектора реальной экономики.
«Интерфакс» цитирует слова научного руководителя Высшей школы экономки Евгения Ясина: «Я надеюсь, что до конца года последствия (признания Россией независимости двух кавказских республик) могут рассосаться
Есть и другие точки зрения. Так, в аналитическом отчете одной из компаний напоминается о договоренностях по тарифам на энергоносители и выражается уверенность — Россия от этих договоренностей не отойдет, что расценивается как позитив. «В 2005 году, когда Россия подписала с Евросоюзом пакт о вступлении в ВТО, была достигнута договоренность о либерализации Россией внутренних энергетических тарифов к 2011 году, — говорится в этом отчете. — С тех пор данный вопрос стал основной составляющей стратегии правительства по реформированию экономики и приоритетной задачей поддержания сбалансированного бюджета в будущем. Таким образом, мы не думаем, что правительство РФ будет пересматривать свои тарифные планы, поскольку это приведет к замораживанию многих ключевых реформ, включая реформирование энергетической отрасли».
Как бы там ни было, но потенциал роли России в ВТО всегда оценивался скромно. Китай, например, стал ключевым игроком в ВТО: создает блоки, «дружит против», меняет правила игры уважаемой организации. Россия лишена этого удовольствия.
Евгений АРСЮХИН