Доля россиян, воспользовавшихся за последние
Треть пользователей кредитов (или 13% по выборке) брали кредит непосредственно в банке, чуть более трети (или 15% по выборке) оформляли кредит в магазине при покупке каких-либо товаров, еще четверть (или 9%) делали за последние
Почти половина заемщиков (16% по выборке) пользовались всего одним кредитом, практически столько же (17%) брали кредит два, а то и три раза за последние
Сегодня продолжают погашать кредиты около двух третей из тех, кто воспользовался ими за последние
Мы попросили участников опроса указать, каким именно был последний взятый ими кредит, независимо от того, выплатили они его или еще нет. Самым распространенным оказался кредит в магазине (покупка бытовой техники, электроники, мобильного телефона, мебели и других товаров) — его упомянули 19% всех респондентов, т. е. каждый второй из тех, кто вообще пользовался такого рода услугами за последние
На втором месте по распространенности — кредит на неотложные нужды (ремонт, свадьба, лечение, срочные покупки и т. д.) — им воспользовался каждый третий среди бравших кредиты, или 12% по выборке в целом.
Другие виды кредитов оказались распространены куда меньше: 3% россиян взяли последний кредит на приобретение автомобиля (автокредит), 2% — на приобретение жилья (ипотека), прочие виды кредитования назвали менее 1% опрошенных.
Средняя сумма, которую заемщики выплачивают по кредитам (независимо от их типа), составила по России 4770 рублей в месяц. При этом потребительские кредиты в магазинах, разумеется, «дешевле» — по ним средний ежемесячный взнос равен 3 113 рублям, а вот кредиты на неотложные нужны, наоборот, «дороже» — 5 532 рубля. В целом же по потребительским кредитам 37% заемщиков платят или платили по своим кредитам до 1500 рублей в месяц, 40% — от 1500 до 3000 рублей, и еще 17% — от 3000 до 9000 рублей и 5% — более 9000 рублей. По кредитам на неотложные нужды лишь 11% выплачивают менее 1500 рублей в месяц, 39% — от 1500 до 3000 рублей, 36% — от 3000 до 9000 рублей и 13% — более 9000 рублей.
Двум третям пользователей кредитов (или 23% по выборке в целом), по их признанию, выплачивать взятый кредит было тяжело, остальным (13% по выборке) — легко. Чаще прочих жалуются на тяжесть бремени выплат потребители кредитов на неотложные нужды.
Основной источник информации о потребительских кредитах — информация о кредите непосредственно на месте покупки (в магазине, салоне, автосалоне, где продается товар): его упоминают две трети участников опроса, оформлявших кредит непосредственно на месте покупки. О знакомых и родственниках как источнике информации в этой группе сказал лишь каждый седьмой, каждый одиннадцатый упомянул рекламу в СМИ. А вот для пользователей кредитов на неотложные нужды главный источник информации о кредите — отзывы друзей и родственников (32% в этой группе назвали этот вариант), на втором месте — информация в банке, куда люди обращаются по другим вопросам (25% по группе), на третьем — реклама в банке (13% по группе).
Более половины людей, воспользовавшихся кредитом (или 20% по выборке в целом), перед тем как взять его, сравнивали предлагаемые условия с условиями других кредитов, немногим менее половины (или 16%) этого не делали, т. е. фактически взяли первый попавшийся кредит. Более «разборчивыми» оказались наши сограждане, бравшие кредит на неотложные нужны: среди них занимались сравнением кредитных условий две трети, а вот среди пользователей потребкредитов в магазине это делали менее половины.
Решение о кредите — это, как правило, семейное решение: большинство заемщиков (или 24% по выборке в целом) перед тем как взять кредит, советовались со своим супругом (супругой). Самостоятельное решение о займе принимали 8% по выборке в целом, и 12% от тех, кто живет в семье.
Мы поинтересовались у респондентов — как тех, кто уже пользовался кредитами, так и тех, кто еще не опробовал эту финансовую практику, — допускают ли они для себя в будущем такую возможность. Утвердительно на этот вопрос ответили 32% опрошенных (среди тех, кто за последние
Чаще всего россияне допускают для себя возможность воспользоваться кредитом на неотложные нужды (12%) и потребительским кредитом в магазине (11%), 6% не исключают, что возьмут кредит на покупку автомобиля, 5% упоминают ипотеку, 2% — кредит на образование, по 1% назвали в качестве предмета кредитования путешествия и развитие бизнеса.
17% россиян планируют воспользоваться каким-либо кредитом в течение ближайшего года (среди молодежи до 35 лет таковых 24%, среди относительно обеспеченных россиян — 22%), почти столько же (18%) делать этого в ближайшее время не планируют.
Опрос: 23—24 августа. 44 субъекта РФ. 100 населенных пунктов. 1500 респондентов.
Людмила ПРЕСНЯКОВА