В ночь на воскресенье в Смоленской области разбился частный вертолет Robinson R44, в котором возвращался с охоты на базу зампред московского банка «Преодоление» Дмитрий Мозолевский. Сопровождавшие банкира пилот и егерь погибли на месте. Сам господин Мозолевский выжил чудом — при ударе его выбросило из машины, загоревшейся секундой позже. Обстоятельства катастрофы выясняются, но уже сегодня ясно, что пилот R44 переоценил свои возможности, решившись на полет в темноте над верхушками деревьев.
Поскольку единственным, кто уцелел в катастрофе, является банкир Дмитрий Мозолевский, а он с тяжелыми травмами и ожогами находится в реанимации, восстановить точную картину происшествия экспертам пока не удается. Предварительно установлено, что четырехместный Robinson обслуживал членов Фонда возрождения охоты — частного охотохозяйства, созданного руководителями банка «Преодоление» в Сычевском районе Смоленской области. Территории, переданные в аренду фонду, покрыты труднопроходимыми лесами и заболочены, поэтому перемещаться по своим охотничьим угодьям банкиры могут только на гусеничном или воздушном транспорте.
В субботу поздно вечером Robinson переправлял на базу охотохозяйства задержавшегося в лесах зампреда «Преодоления» Мозолевского, являющегося одновременно главой самого фонда. Примерно в 15 км от базы Robinson зацепился за верхушки деревьев и рухнул в болото. Через мгновение вспыхнул выплеснувшийся из топливных баков машины и растекшийся по поверхности воды керосин. Сопровождавшие господина Мозолевского пилот и егерь сгорели вместе с машиной. Такая же участь наверняка ожидала и самого банкира, но его еще во время падения выбросило наружу через открытую дверь. Руководитель фонда, получивший несколько переломов и ожогов, каким-то чудом нашел в себе силы связаться по мобильному телефону с охотничьей базой и назвать приблизительные координаты места аварии. Егеря на двух гусеничных санитарных транспортерах нашли пострадавшего только через несколько часов, а доставить банкира в районную больницу поселка Сычевка удалось лишь к 6.30 следующего дня. Только утром в воскресенье о происшествии узнали и в районных отделах милиции и МЧС, после чего к месту катастрофы отправили на вездеходах пожарных и оперативно-следственную группу. Эвакуировать трупы егеря и пилота спасателям удалось только к вечеру вчерашнего дня.
Причины катастрофы будут выяснять эксперты Межгосударственного авиакомитета и Росавиации. Пока с их слов известно лишь то, что полет Robinson был несанкционированным,— пилот не получал разрешения на него, а уже поднявшись в воздух, не докладывал диспетчерам о своих перемещениях. Если бы вертолетчик запросил разрешение на вылет легкого вертолета, не оборудованного к тому же радиовысотомером, ему обязательно порекомендовали бы как минимум дождаться утра. «Лететь на R44 в темноте — это примерно то же самое, что ехать на автомобиле ночью с выключенными фарами,— рассказал известный спортсмен-вертолетчик Артем Курпитко.— Это, конечно, возможно, но требует от пилота высочайшей квалификации. Еще труднее делать это, когда идешь в так называемом партизанском режиме, то есть вынужден прижиматься к земле, чтобы тебя не засекли радары. Дело в том, что на R44, как правило, нет радиовысотомеров, дающих пилоту точное значение высоты полета, и ты вынужден ориентироваться лишь на приблизительное значение, полученное по пересчету атмосферного давления. В такой ситуации каждая макушка дерева представляет собой смертельную угрозу».
Сергей МАШКИН