Рейтинг WEF получили 52 страны, которые оценивались по семибалльной системе по каждому из семи критериев. Первое место — США, вплотную за ними — Великобритания. Замыкают список Нигерия, Украина и Венесуэла. Россия с 3,4 балла заняла 36-е место.
Экономики из первой десятки «демонстрируют обычно хорошие результаты по всем критериям рейтинга», констатирует WEF, тогда как такие страны, как Россия и Казахстан (45-е место, 3,13 балла), «относительно сильны в посреднических финансовых услугах, но по сравнению с другими странами не демонстрируют высоких показателей в доступности и дешевизне капитала».
Самых больших успехов в России добились небанковские организации — по этому критерию с 3,71 балла страна занимает 10-е место. Главным образом это связано с первичными размещениями акций (по этому показателю Россия на 6-м месте) и сделками по секьюритизации (7-е место), отмечает WEF. По активности на рынке слияний и поглощений страна занимает 18-е место.
При этом ни банки, ни финансовые рынки нельзя назвать «высокоразвитыми», говорится в докладе. По размеру банков мы всего лишь 40-е, по их эффективности — 38-е, по раскрытию финансовой информации — 46-е. Российский рынок производных инструментов занимает в рейтинге WEF 37-е место, фондовый −34-е (в том числе по обороту — 33-е место, по отношению капитализации к ВВП — 24-е), долговой рынок — 45-е место.
Институциональная среда в России «в общем слабая», констатирует WEF. Для нее характерны плохая защита прав собственности (50-е место), интеллектуальной собственности (51-е, т. е. предпоследнее, место) и прав миноритарных акционеров (51-е место), слабые стандарты аудита и бухгалтерской отчетности (49-е место), а также чрезмерное государственное регулирование (47-е место). В бизнес-среде неплохо обстоят дела с информационно-технологической инфраструктурой (31-е место) и человеческим капиталом (30-е место). При этом по подготовке менеджеров мы занимаем 43-е место, а по математическому и естественнонаучному образованию — 23-е. По стоимости ведения бизнеса Россия занимает лишь 45-е место.
В России нет пока дружелюбной среды к инвесторам — начиная от транспортной составляющей и заканчивая другими нюансами, когда в стране комфортно не только работать, но и попросту находиться, отмечает владелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев. А первый вице-премьер Игорь Шувалов не увидел ничего страшного для фондового рынка в истории с «Мечелом»: «Вопрос решен? Решен. Быстро и эффективно. Все стали охать: второй ЮКОС. Какой ЮКОС? Две недели прошло — «Мечел» заключил долгосрочное соглашение, и им был предъявлен штраф. Все. Конец истории важен. Компания нормально работает, акции торгуются, законодательство соблюдается».
Татьяна БОЧКАРЕВА, Василий КУДИНОВ