Шестой год подряд Всемирный банк и Международная финансовая корпорация исследуют, где предпринимателям наиболее удобно вести бизнес, сравнивая рациональность законодательства в отношении малых и средних компаний разных стран.
Традиционные лидеры рейтинга — Сингапур, Новая Зеландия, США и Гонконг: там предпринимательский климат наиболее благоприятен, считают исследователи. Несмотря на это, реформы продолжаются: например, в Новой Зеландии теперь можно зарегистрировать фирму по интернету. В последний год усилились реформы в странах Африки, особенно в Сенегале и Буркина-Фасо. Но наиболее активны в упрощении жизни бизнеса страны Восточной Европы и Центральной Азии: на них приходится треть из 1000 реформ, зафиксированных авторами рейтинга за пять лет. За минувший год реформами были охвачены 93% стран региона. А лидер по числу проведенных за год реформ — Азербайджан: страна ввела систему одного окна при регистрации фирм, сократив затраты времени и средств, а также число процедур вдвое, приняла поправки в трудовой кодекс, создала единый реестр сделок с недвижимостью, усилила защиту прав миноритариев. В итоге по удобству ведения бизнеса Азербайджан поднялся с 97-го места на 33-е.
Всего Всемирный банк и МФК проранжировали 181 страну, используя 10 критериев: простота правил открытия и закрытия бизнеса, получение кредитов и лицензий на строительство, защита прав инвесторов, регистрация собственности, налоговое бремя, наем и увольнение персонала, режим внешней торговли.
Юлиана из Кении с ужасом вспоминает начало своего бизнеса: пришлось оформить бесчисленное множество справок, заплатить «гигантский взнос» в $279, а продукцию везти для тестирования в правительство на тачке — транспорта у предпринимательницы не было, рассказывается в докладе. А в Сенегале семь процедур, необходимых для регистрации фирмы, заменили на одну, сократив время ожидания с 58 до восьми дней. Ида из Гамбии решила продать участок и уже нашла покупателя, но процедура согласования сделки с правительственным департаментом затянулась на год: можно было найти юриста со связями в департаменте и решить все за день, говорит она, но пришлось бы заплатить 3% от стоимости земли, а таких денег не было. Ее коллегам из Кот-дИвуара гораздо проще: там регистрацию собственности сократили с 397 до 62 дней. В Казахстане строители страдают от зарегулированности: для лицензии нужно пройти 38 процедур в 18 учреждениях, потратив на это 231 день. В США, Франции, Гонконге заявление на лицензию на строительство можно подать онлайн, процедура получения занимает 2—4 недели.
Из бывших советских стран лучший рейтинг — у Грузии: там принят новый закон о компаниях, реестр прав собственности, таможенный кодекс, проведена реформа судебной системы, отмечают исследователи. Россия, ранее находившаяся в середине списка, теперь в нижней трети: стало сложнее открыть бизнес, зарегистрировать собственность, ухудшился налоговый климат, обнаружили исследователи.
Деловой климат для российского бизнеса за год не ухудшился, но и административная нагрузка не снизилась, считает экономист HSBC Александр Морозов: снижение рейтинга может быть связано с улучшением условий в других странах.
Странно, что никто из членов «Деловой России» в опросе Всемирного банка ни разу не участвовал, удивляется руководитель экспертного совета Антон Данилов-Данильян: на самом деле в России вести бизнес проще, чем в любой другой постсоветской стране, кроме стран Прибалтики. Лицензирование заменяется на страхование ответственности, решаются проблемы с возвратом экспортного НДС, кредиты, по крайней мере до июля, получать было проще, чем в прошлом году, перечисляет Данилов-Данильян. Главная проблема — высокие издержки на вхождение в бизнес (подключение к коммуникациям, аренда помещений) и «административный рэкет», на который уходит 7—10% выручки предпринимателей, сетует он.
На постсоветском пространстве нет существенных различий между странами по налоговой нагрузке и администрированию за исключением Прибалтики, где ситуация лучше, соглашается с Даниловым-Данильяном партнер Deloitte Владимир Гидирим. «Учитывая относительно низкую налоговую нагрузку в России и небольшое количество налогов, удивляет, что мы находимся ближе к концу списка», — рассуждает Гидирим. Низкое место в общем рейтинге может быть вызвано только недружественным администрированием и бюрократизмом в общении с налогоплательщиками, предполагает он. Высокий уровень делового климата Грузии, по крайней мере по налогам, сомнителен, считает Гидирим. Например, ставки налогов там лишь чуть ниже, чем в России: на прибыль и соцналог — по 20%, НДС — 18% (в России — 24%, 26% и 18% соответственно).
Ольга КУВШИНОВА, Дмитрий КАЗЬМИН