Федеральная антимонопольная служба (ФАС) настаивает, чтобы банки в индивидуальном порядке предупреждали клиентов об изменениях тарифов по обслуживанию счетов. Сейчас банки могут изменять условия в одностороннем порядке.
«Владельцы счетов, физические или юридические лица, должны быть проинформированы об изменении тарифов на обслуживание счета (открытие, ведение, переводы, закрытие и пр.) лично за 45 дней», — поясняет «Труду» суть инициативы замглавы ФАС Андрей Кашеваров. Сейчас банки информируют об изменениях за 10—15 дней, поместив информацию на своем сайте или стенде в отделении. Между тем изменения тарифов по ведению счета касаются всех клиентов — держателей карт, кредиток, вкладчиков и пр. Они не всегда знают о нововведениях и сталкиваются с серьезными финансовыми потерями. «К нам обратился клиент, со счета которого банк списал за перевод денежных средств комиссию 110 тысяч рублей (1% от суммы) вместо 150 рублей, как раньше», — говорит Кашеваров.
Согласно предложению ФАС банки должны будут информировать клиента через SMS-сообщение или электронную почту за 45 дней. «Этого срока достаточно, чтобы клиент решил, хочет он дальше обслуживаться в этом банке или выберет другой»,— считает Кашеваров. Предложения ФАС в ближайшее время будут направлены в ЦБ.
Банкиры от новой идеи не в восторге, хотя согласны, что единый стандарт уведомления нужен. «Условия по ведению счета и кредитным продуктам меняются достаточно часто, поэтому массовая рассылка станет для банков трудоемким и, следовательно, затратным занятием», — говорит Игорь Илюхин, официальный представить банка «Авангард». Другими словами, банки заложат затраты на информирование в стоимость продукта.
Кроме упорядочения правил информирования об изменениях тарифов ФАС хочет навести порядок и со скрытыми комиссиями в сегменте потребкредитования. Сейчас ФАС разбирается с банком «Хоум Кредит», но в ближайшее время возможны проверки еще 10 банков.
София ЗЫРЯНОВА