На покупку дюссельдорфского IKB Deutsche Industriebank, который в августе 2007 г. стал одной из первых жертв кризиса на рынке высокорискованных ипотечных облигаций США, Лебедев был готов потратить $200—400 млн, рассказал «Ведомостям» сам бизнесмен. Но участника списка богатейших бизнесменов России по версии Forbes опередил американский фонд прямых инвестиций Lone Star, известный инвестированием в обесценившиеся активы. В следующий четверг продажу IKB должно одобрить его правление.
IKB специализируется на работе с предприятиями малого и среднего бизнеса. Lone Star договорился о покупке 90,8% акций IKB у его главного акционера — немецкого госбанка KfW, который искал покупателя с прошлого года. Остальные акции обращаются на бирже. Сумму сделки покупатель и продавец не раскрыли.
На IKB претендовал также инвестфонд RHJ International, но Lone Star предложил лучшие условия, сообщало в конце августа Bloomberg. В Германии Lone Star уже принадлежат Corealcredit Bank и MHB Bank.
Лебедев уверяет, что сделка между KfW и Lone Star непрозрачна, и собирается ее оспаривать. Сначала, говорит бизнесмен, сообщалось о том, что KfW продаст 40% акций, но потом доля увеличилась до 90,8%. Юристы российского предпринимателя готовят обращение в Комиссию ЕС по справедливой конкуренции, а если это не даст результата, Лебедев намерен оспорить сделку в суде.
Если развернуть сделку не удастся, Лебедев будет выбирать другой объект для инвестиций. «Мы ведем активный поиск банка в Германии, есть определенные критерии [для покупки] и желание развивать банковские операции», — сказал он «Ведомостям». У Лебедева уже есть бизнес в Германии. Он владеет долями в местной авиакомпании Blue Wings и туристической фирме Oeger. Среди финансовых активов, контролируемых Лебедевым, Национальный резервный банк и банк «Воронеж» в России, украинские Энергобанк и Европейский страховой альянс.
Российским банкирам не впервой терпеть неудачи в Германии. Несколько лет назад «дочкой» в этой стране собирался обзавестись Бинбанк, но в начале 2004 г. его акционеры вернули вложенные в проект деньги в Россию. «Унификация банковского законодательства ЕС еще не завершена, и немецкий регулятор воздерживается от выдачи новых лицензий», — объяснял решение Бинбанка его тогдашний президент Михаил Шишханов. Но зато дочерний банк в Германии есть у ВТБ — VTB Bank (Deutschland).
Алексей РОЖКОВ