Российские компании готовы к массовому обратному выкупу своих акций с бирж (buy-back). Вчера JP Morgan опубликовал список компаний, которые, скорее всего, предпримут эту процедуру. Некоторые из них, например «Вимм-Билль-Данн», Rambler и X5 Retail Group, вчера рассказали, что планируют инвестировать в поддержку своих котировок на падающем рынке.
О том, что ОАО «Вимм-Билль-Данн. Продукты Питания» (ВБД) намерено выкупать свои акции и ADR (расписка соответствует одной акции) с РТС и NYSE, рассказал источник в компании. По его словам, сейчас free float ВБД — 36,5% (уставный капитал разделен на 44 млн акций), в зависимости от конъюнктуры на биржах будут приобретены от 2 до 8% акций. Вчера по состоянию на 19.15 по московскому времени расписки ВБД на NYSE стоили $61,9 каждая, с начала торгов они подешевели на 3%. В РТС, где сделок по этим бумагам почти не происходит, цена акции вчера составляла около $35. Таким образом, на buy-back ВБД может потратить $40—170 млн.
Член правления ВБД Марина Каган вчера сообщила, что компания в течение недели примет принципиальное решение об обратном выкупе. С мая по сентябрь ВБД стремительно подешевел — более в чем два раза, и считает себя недооцененным, несмотря на снижение прогноза по EBITDA в 2008 году с $410—430 млн до $370—395 млн в связи с сокращением спроса на подорожавшие молочные продукты. «То, что сейчас происходит с рынком и с нашими акциями, никак не соответствует внутреннему положению дел в компании и ее финансовым показателям. Мультипликаторы, по которым торгуются сейчас наши бумаги, гораздо ниже, чем у международных компаний нашего сектора»,— говорит она.
По оценке «Ренессанс Капитала», отношение текущей капитализации российского рынка к прогнозируемой прибыли эмитентов (P/E) за 2009 год находится на уровне 6,1, тогда как в середине мая этот показатель был равен 9,4.
С начала года российские биржевые индексы уже потеряли 43% на фоне снижения цен на нефть, «дела «Мечела»» и политического конфликта на Кавказе. В дополнение к этому, резкий рост курса доллара на мировых рынках и уход инвесторов из сырьевых активов ослабили интерес к компаниям развивающихся стран, в том числе российским. Удержать котировки от дальнейшего падения могли бы государственные интервенции или buy back самих компаний, говорят аналитики.
Во вчерашнем отчете JP Morgan приводит список компаний, для которых считает целесообразной скупку собственных подешевевших акций: НЛМК, Evraz Group, «Магнитогорский металлургический комбинат», «Северсталь», «Распадская», МТС, Rambler Media, X5 Retail Group, ВБД и «Разгуляй». «Мы не даем рекомендаций, просто говорим, с нашей точки зрения, кто в состоянии сделать buy back — у этих компаний сильный cash flow или есть капитал у собственников»,— поясняет начальник управления продаж JP Morgan Владимир Бриль.
PR-директор Rambler Александр Ковалев вчера подтвердил, что годовое собрание акционеров компании 12 августа одобрило возможность выкупа до 10% своих акций по максимальной цене, равной 105% от средних котировок за последние пять рабочих дней непосредственно перед выкупом. После продажи Google специалиста по контекстной рекламе «Бегуна» за $140 млн у Rambler появятся свободные средства для этого. Источник, близкий к Х5, также говорит, что компания в скором времени может выкупить часть акций с рынка для поддержания котировок, но окончательное решение пока не принято. Председатель правления водочной «Синергии» Александр Мечетин отметил, что компания рассматривает вариант выкупа своих акций с рынка: этот вопрос обсуждался на совете директоров. «Если рынок продолжит падать, мы задумаемся об этом уже на более детальном уровне»,— пообещал он.
«Недвижимость, скорее всего, не в состоянии тратить деньги: они им нужны для проектов»,— добавляет господин Бриль. «Мы не покупаем собственные бумаги на открытом рынке, потому что при нынешней конъюнктуре это все равно что бороться со стихийным бедствием»,— сообщил представитель РТМ Виктор Беленышев. Представители ГК ПИК Наталья Коновалова и AFI Development Наталья Иванова говорят, что их компании не планируют buy back в ближайшее время.
Портфельный управляющий УК «Альфа-капитал» Андрей Килин уверен, что если кто и может реально делать buy back, так это металлургические компании и производители минеральных удобрений, обладающие «большими свободными средствами». Свои ценные бумаги могли бы выкупать сотовые операторы, добавляет он. Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая напомнила, что у оператора уже действует программа обратного выкупа: она предусматривает приобретение до 10% акций (выкуплено порядка 3%). Но в связи с падением рынка МТС не намерена выкупать «большие объемы акций», подчеркнула она. Пресс-секретарь «Вымпелкома» Екатерина Осадчая ответила, что buy back не планируется — свободные средства пойдут на развитие бизнеса.
А вот для нефтяных акций buy back маловероятен, считает господин Килин: например, ЛУКОЙЛ все свободные средства направляет на увеличение добычи нефти — даже налоговые льготы для нефтегазовых компаний, планируемые Минфином, предполагается использовать в инвестиционных целях. Впрочем, вчера было объявлено, что основные владельцы ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов и Леонид Федун 10 сентября скупили на рынке 2 млн акций компании на сумму 3,2 млрд руб. Сейчас эти бумаги торгуются на уровне трехлетнего минимума.
Заявления о buy back, которые делают компании, «больше похожи на словесные интервенции», шутит Андрей Килин. С этим согласен управляющий партнер Kinburn Investment Management Андрей Гарбуз: «Действия частных компаний не решают глобальные проблемы российского рынка — падение цен на нефть, увеличившиеся политические риски, покидающие рынок напуганные частные инвесторы. Эти факторы, скорее всего, будут в течение трех-шести месяцев превышать весь позитив, который исходит от компаний».
Ольга ОБОЛЕНСКАЯ, Юлия ЯРОШ, Дмитрий ЛАДЫГИН