Правительство РФ одобрило продажу 48,4% акций воронежской лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), которыми в данный момент владеет Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), другой госкорпорации — Внешэкономбанку (ВЭБ). Информация об этом вчера появилась на сайте правительства РФ. Эксперты считают, что в результате продажи бумаг ОАК сможет выручить более 8,7 млрд руб., но предупреждают, что сделка может затянуться на год. При этом ВЭБ получит не только компанию с активами, но и «лучшую команду» в сфере авиализинга.
В распоряжении от 8 апреля 2014 года № 554-р правительство РФ «выразило согласие на отчуждение» принадлежащих ОАО «OAK» 130,9 тыс. обыкновенных именных акций ОАО «ИФК», составляющих 48,4% его уставного капитала, путем их продажи госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». В документе отмечается, что ОАО «ИФК» создано в форме ЗАО в 1999 году, а в 2001 году «являлось одной из компаний, отобранных по результатам конкурса в рамках принятой в том же году программы развития авиализинга в РФ». В 2001 году государство путем выкупа части акций ОАО «ИФК» стало одним из его акционеров. Затем бумаги, находящиеся в федеральной собственности, были внесены в уставный капитал ОАО «OAK». До сих пор акции ОАО «ИФК», находящиеся на балансе корпорации, «не переоценивались, их стоимость равна балансовой», по которой акции были внесены в уставный капитал — 8,752 млрд руб., или в среднем 66,8 тыс. руб. за одну акцию. При этом номинальная стоимость одной акции ИФК составляет 55,6 тыс. руб.
«В целях оптимизации деятельности и структуры корпорации советом директоров ОАО «OAK» была утверждена программа реализации непрофильных активов. Согласно принятым в ней критериям, акции ОАО «ИФК» отнесены к категории непрофильных активов. В соответствии с поручением президента РФ NПр-1706 от 2 июля 2013 года ОАО «OAK» и его дочерние и зависимые общества (ОАО «Компания «Сухой»», ЗАО «Гражданские самолеты Сухого») совместно с Внешэкономбанком в настоящее время прорабатывают механизмы финансового оздоровления ЗАО «ГСС» и финансирования программы SSJ-100», — поясняется в распоряжении. Один из путей «оздоровления» — направление в ЗАО «ГСС» средств, полученных от реализации пакета акций ИФК, принадлежащих ОAK. В документе особо отмечается, что сделки «должны осуществляться по цене не ниже рыночной, определенной на основании отчета независимого оценщика».
В ИФК вчера отказались комментировать распоряжение правительства, пояснив, что «ничего неординарного не произошло». При этом источник „Ъ», близкий к компании, отметил, что «все моменты сделки проработаны, но некоторые технические нюансы требуют завершения», в частности, из состава акционеров ИФК еще не вышел бизнесмен Александр Лебедев. По мнению собеседника «Ъ», после того как ВЭБ станет основным акционером ИФК, концепция компании существенно не изменится, тем более «она и так недавно изменилась, когда был заключен договор о поставках иностранных машин, ранее ИФК работала только с отечественными, что лишало ее возможностей развиваться». «Сегодня ИФК — универсальная лизинговая компания, вряд ли ВЭБу потребуется
Александр Бархатов, директор департамента корпоративных коммуникаций ОАО «ОАК», рассказал «Ъ», что в корпорации рассчитывают закрыть сделку в течение года. При этом он не стал называть конкретных сумм, которые надеются получить в ОАК по результатам продажи акций, сославшись на несогласованность всех условий сделки.
Руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак также считает, что сделки по продаже акций продлятся около года, «особенно с учетом привлечения независимых оценщиков, которых у нас практически нет». При этом, по мнению аналитика, пакет акций ИФК почти в 49% может стоить «и дороже 8,7 млрд руб.»: «Продается часть одной из немногих реально действующих лизинговых компаний, у которой множество ценных активов, в отличие от лизинговых компаний, которые созданы при финансовых институтах».
Редактор отраслевого портала «Авиа.Ru» Роман Гусаров напомнил, что ИФК включалась в ОАК для продвижения отечественной авиатехники и «свою роль на определенном этапе выполнила»: «Подавляющее большинство самолетов, построенных предприятиями ОАК, реализованы через ИФК». «С другой стороны, между ИФК и ОАК возникли явные противоречия, потому что во всем мире лизинговые компании защищают интересы не производителя, а приобретателя, ведь они покупают самолеты и заинтересованы получить максимальное качество, — пояснил эксперт. — ВЭБ сейчас, очевидно, играет первую скрипку в финансировании производства и поставки авиатехники, основная часть SSJ приобретается его дочерней структурой — «ВЭБ-лизинг». То есть у Внешторгбанка есть финансы, но не хватает такого, как у ИФК, опыта по покупке и поддержанию воздушных судов для дальнейшей эксплуатации. С этой стороны ИФК приобретается не только как компания с активами, но и как компания с лучшей командой в данной сфере». При этом господин Гусаров предостерег ВЭБ от смешения лизинговых активов «с учетом специфики авиатехники».
Андрей ЦВЕТКОВ
Кому еще интересны акции ОАО «ИФК»
ИФК вошла в ОАК в 2007 году. Компания зарегистрирована в Воронеже, занимается лизингом производимых ОАК гражданских самолетов Ил-96, Ту-204, Ан-148, SSJ-100, а также канадских Bombardier CSeries. Общий портфель заказов — 158 самолетов. На данный момент ВЭБ уже владеет 21,3% ИФК, соответственно, после завершения сделки под контролем Внешторгбанка окажется около 70% акций. Еще 3,14% принадлежат главе ИФК Александру Рубцову, 25,83% — структурам бизнесмена Александра Лебедева, но в ближайшее время их собственником должно стать дочернее ИФК ООО «ИФК Авиаинвест».
О том, что ОАК ищет покупателя на свой пакет в ИФК, стало известно еще в 2011 году. А в ноябре 2013 года ВЭБ представил планы по спасению производителя SSJ-100 — ЗАО «ГСС» без ущерба для собственной отчетности. Помимо вхождения в капитал материнского для ГСС ОАО «Компания Сухой» в обмен на списание долга ЗАО ($694 млн с учетом процентов), ВЭБ решил выкупить у ОАК 48,4% акций ИФК. Чтобы вырученные от продажи средства ОАК вложил в ГСС. Намерения ВЭБа тогда подтверждал глава Минпромторга Денис Мантуров.