Банковское сообщество все громче высказывает свое раздражение политикой Минфина и Центробанка по сокращению числа мелких банков и размещению госрезервов в низкодоходных зарубежных инструментах. Вчера с порцией критики этих шагов выступил президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян. Независимые эксперты также согласны с мнением, что сейчас целесообразно задуматься о более выгодных инструментах сбережения и приумножения госрезервов по сравнению с облигациями терпящих бедствие американских ипотечных агентств.
Гарегин Тосунян поддержал идею вложения госрезервов в отечественные голубые фишки на фондовом рынке, в том числе и ограниченные вложения в банковский сектор, при условии, что их целью не является стремление установить 100-процентный контроль над деятельностью субъектов скупки. Они, по мнению Тосуняна, могут быть гораздо выгоднее и полезнее с точки зрения сбережения госресурсов и получения с них доходов, чем вложения в бумаги американских ипотечных фондов.
Напомним, что в облигации оказавшихся на грани банкротства ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac к началу 2008 года было вложено около 100,8 млрд. долл., или около четверти всех российских золотовалютных резервов. Минфин не раз утверждал, что эти средства находятся в безопасности. Но в начале августа первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев сообщил, что с января 2008 года вложения в облигации американских ипотечных агентств сократились на 40%, и вложения России в ценные бумаги Fannie Mae и Freddie Mac составляют не 100 млрд., а менее 50 млрд., так как новых покупок облигаций не делалось, а по купленным прежде происходила выплата средств. При этом в августе 2008 года вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин утверждал, что инвестиции в облигации Fannie Mae и Freddie Mac принесли России за последние полгода более миллиарда долларов. По его словам, на фоне финансового кризиса облигации и долговые обязательства ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac «стояли прочно, а краткосрочные даже выросли, то есть мы еще и заработали». Впрочем, учитывая объемы вложенных средств, миллиард долларов прибыли не покрывает инфляции даже по американским меркам, не говоря уже о российских.
Тосунян иронически назвал аргумент Кудрина «мощным» и указал, что «с точки зрения уровня конкретных ставок» вложения в бумаги Fannie Mae и Freddie Mac оказались гораздо менее выгодными, чем инвестиции в другие инструменты.
Обратил внимание банкир и на попытки финансовых властей страны провести укрупнение банковской системы за счет вымывания с рынка мелких банков, в частности, путем повышения для банков требований к размеру обязательного уставного капитала. «Уставный капитал для банков в 5 миллионов евро для нашей страны — это вполне приличная планка», — заявил Тосунян, напомнив, что такой же уровень уставного капитала существует и в Европе, а в США имеется масса кредитных организаций, которые называются банками с уставным капиталом от 100 тыс. долл.
Напомним, что согласно поправкам ЦБ к закону «О банках и банковской деятельности» к 2012 году банки должны будут довести свой уставный капитал до 180 млн. руб. Тосунян считает, что «повышение этого порога не пойдет на пользу развитию банковского сектора, так как это создаст неустойчивость банковской системы и будет побуждать небольшие банки продаваться более крупным». По мнению Тосуняна, в России наблюдаются явный дефицит кредитных услуг и ресурсов и низкий уровень банкизации. В этой связи он усомнился в наличии прямой связи между качеством работы банка и его величиной. «Есть банки маленькие и качественные, а есть крупные и некачественные, поэтому вопрос надо ставить не о масштабе банковской системы, а о ее качестве, — заявил Тосунян. — Государство могло бы повышать капитализацию банков, частично участвуя в их капитале, а не увеличивать требования к уставному капиталу. Это вовсе не значит, что государству необходимо брать банки под государственный контроль, но иметь небольшую долю в частном капитале вполне возможно».
«Вложения в американские ипотечные бумаги были абсолютно нормальным вариантом размещения средств для инвесторов, ориентировавшихся на надежность инструментов», — отмечает вице-президент Номос-банка Василий Федоров. По словам банкира, то, что случилось потом, — несчастный случай, который говорит не столько о проблемах с этими бумагами, сколько о переоценке актуальной мировой финансовой системы.
«Конечно, доходность этих бумаг очень низкая, так как «подушка безопасности» и должна быть инвестирована в низкодоходные ликвидные активы, но эти средства было бы гораздо более выгодно вложить в развитие национальной экономики, чем латать ими дыры чужих бюджетов», — считает начальник финуправления банка «Москва-Сити» Александр Смирнов.
По словам экономиста, вопреки заверениям Тосуняна о стабильности ситуации, в экономике сейчас складывается тревожная ситуация. «Продолжающийся отток капитала с нашего рынка вызван, конечно, не только ипотечным кризисом в США, но и тем, что инвесторы испугались событий вокруг Осетии и стали на этом фоне вынимать средства, — говорит Смирнов. — Но хотя фондовый рынок уже опустился ниже 1300 пунктов по индексу РТС, хотя президент Медведев заявил о его поддержке, кроме этих слов, пока никаких конкретных дел не видно».
При этом экономист считает, что ввиду того, что часть активов банков — в среднем от 1 до 4%, вложены в акции, а еще 6,9% — в долговые обязательства, — то активам банков грозят отрицательные переоценки. Эта ситуация неизбежно ударит по рынку недвижимости, снижение цен на которую создаст общий негативный фон для всей экономики. «Кризиса пока не будет, но боюсь, что если правительство сейчас не предпримет серьезных мер по поддержке рынка, то нас ждет штормовое предупреждение», — предостерег Смирнов.
Алексей ЩЕГЛОВ