Финансовые власти России готовы справиться с ситуацией на российском рынке собственными силами, не привлекая средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, заявил вчера вице-премьер Алексей Кудрин.
По его словам, глубина проблемы не такова, чтобы расходовать эти накопления. И никакого падения курса рубля в связи с ситуацией на финансовых рынках не будет, заявил вице-премьер.
Министр считает, что курс рубля определяется запасами золотовалютных резервов, а они у России достаточны, поэтому на простых гражданах падение фондового рынка никак не отразится. Самый большой риск для них — инфляция, но, по его словам, в ближайшие полгода ситуацию с инфляцией удастся нормализовать.
Тем временем, вчера Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) была вынуждена остановить торги на фондовом рынке. Индекс РТС упал на 6 процентов, до 1058 пунктов, ММВБ понизился на 3 процента, до 853 пунктов.
При этом российский рынок уже не реагировал ни на позитивные новости с зарубежных площадок, ни на помощь российских финансовых властей, ни на рост российских акций на Лондонской бирже. Ситуация на мировых биржах начала выправляться после решения правительства США о «национализации» крупнейшей страховой компании.
По словам аналитиков, новое падение биржи было вызвано новостями о серьезных финансовых проблемах крупных игроков фондовых площадок — инвестиционного банка КИТ Финанс и группы «АнтантаПиоглобал».
Такое развитие событий вынудило ФСФР пойти на решительные действия и остановить торги на биржах ММВБ и РТС «до особого распоряжения».
Правда, вечером биржа на полчаса возобновила свою работу, но только для того, чтобы банки могли рассчитаться по операциям РЕПО — взятым ими кредитам под залог ценных бумаг. Эксперты утверждают, что масштабный обвал цен российских акций происходил
В результате убытки несет весь рынок. И если его участники не будут исполнять обязательств, то может возникнуть так называемый «кризис доверия». А при наложении двух негативных факторов — падения фондового рынка и «кризиса доверия», может запуститься цепная реакция, и результат получится непредсказуемый, считают эксперты.
Словом, ситуация на финансовых рынках действительно серьезная. Во вторник поздно вечером она обсуждалась на совещании, которое провел первый вице-премьер Игорь Шувалов. Присутствовали главы «заинтересованных» ведомств — минфина, Банка России, минэкономразвития, ФСФР и представители администрации президента. Решения, принятые на этом совещании, начали реализовываться уже вчера.
Минфин заявил, что готов оказать беспрецедентную адресную помощь трем крупнейшим российским банкам. Министерство объявило, что предложит Сбербанку, ВТБ и Газпромбанку 1 триллион 126,6 миллиарда бюджетных рублей. Кредиты будут выданы сроком на три и более месяцев, говорится в сообщении минфина. В министерстве считают, что от здоровья этих трех банков напрямую зависит общее состояние банковской системы страны. А от нее — благополучие на фондовом рынке.
В борьбе с проблемой ликвидности участвует и Центробанк. На вчерашнем аукционе он предложил банкам более 360 миллиардов рублей, под ставку 7,08 процента годовых. А днем ранее на подобном аукционе банки заняли 339,51 миллиарда рублей. Как заявило руководство ЦБ, предложение в случае сохранения проблем с ликвидностью будет увеличиваться.
Более того, вчера Центробанк пошел на крайние меры, которые не применялись им со времен банковского «кризиса доверия» 2004 года. Совет директоров Банка России принял решение о резком снижении с 18 сентября нормативов обязательных резервов для кредитных организаций. По подсчетам экспертов, это высвободит для банков около 300 миллиардов рублей, которые лежали без движения в ЦБ. По словам председателя Банка России Сергея Игнатьева, во-первых, эти деньги банки могут получить уже сегодня, а во-вторых, их получат все банки без исключения. При этом руководство ЦБ надеется, что они потратят их на расчеты по своим обязательствам, а не на расширение кредитования. Как заявил Сергей Игнатьев, принятые меры позволят решить проблему ликвидности в банковском секторе в ближайшие дни.
Со своей стороны, вице-премьер Алексей Кудрин сообщил, что в октябре на проведение депозитных аукционов зарезервировано около 1 триллиона 232 миллиардов рублей. Стоит отметить, что ранее объем средств для аукционов не превышал 625 миллиардов рублей, то есть рост — практически в два раза.
Ситуацию на финансовом рынке «РГ» попросила прокомментировать экспертов.
компетентно
Клаус Роланд, директор и представитель Всемирного банка в России:
— Финансовый кризис, конечно, не мог не отразиться на России, поскольку экономика двух стран тесно взаимосвязана. То, что происходит, для Всемирного банка сюрпризом не стало. Рост российского фондового рынка был связан с ростом цен на нефть, и поэтому создавалась очень хорошая ситуация для развития.
Но основа российской экономики хорошая, как и финансовая ситуация, и российский бюджет в течение нескольких последних лет имеет профицит. К тому же фондовый рынок в России достаточно ограничен и представлен только определенными секторами, и он не такой всеобъемлющий, как в других странах. Это ограничивает его влияние на остальные отрасли экономики. В настоящее время Банк России и министерство финансов адекватно действуют для преодоления сложностей с ликвидностью на российском рынке. Думаю, что Россия неплохо подготовлена к тому, чтобы выдержать все удары. Ситуация такова, что необходимо четкое взаимодействие между финансовыми институтами власти в стране, и уверен, что такое взаимодействие, как и координация действий, имеет место быть. Думаю, что в скором времени все эти проблемы будут решены.
Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития:
— На первый взгляд может показаться, что ситуация на российском фондовом рынке не поддается логическому объяснению. Например, в США индексы падают на 1—2 процента, у нас — на 11—17 процентов.
Не исключаю возможности политического давления на иностранных инвесторов, «работающих» в России. О чем, кстати, я уже писал в «РГ». Возможно, американские финансовые власти тем или иным образом «советуют» крупным институциональным игрокам, которые держали деньги на российском фондовом рынке, выводить средства. Впрочем, это не означает, что все они должны прислушиваться к этому совету. Но не будем забывать, что на американских фондовых площадках ситуация очень тревожная. И, чтобы спастись на более важном для них и крупном рынке, инвесторы «передислоцируют» свои средства.
Но дело не только в том, как ведут себя иностранные «игроки», хотя их очень много на нашем рынке. Не менее важно, как ведут себя наши внутренние инвесторы. Главное, не допустить среди них паники. Тем более что фундаментальные причины для развития российской экономики сегодня замечательные, и никаких проблем с ними нет.
Сегодня минфин выразил готовность профинансировать три крупнейших государственных банка, чтобы повысить ликвидность системы. Ведь они кредитуют большое количество кредитных организаций. Теперь очень важно сделать так, чтобы получившие большую господдержку банки вели себя экономически правильно в отношении других банковских структур. Иначе «свежая кровь от сердца не поступит по капиллярам до самых пяток».
Так что минфин ведет себя абсолютно правильно. Он действует в соответствии с рецептами, принятыми во всем мире, и успокаивает рынок, как может.
Тем не менее мы предложили президенту создать аналитико-кризисную группу. Такой мобильный штаб из лучших банкиров, аналитиков и представителей государства. Если такая группа будет сформирована, можно будет оперативно принимать решения при возникновении тех или иных трудностей. Что касается КИТ Финанса, то я бы не стал говорить, что это первая ласточка какого-то глобального кризиса. Это не системообразующий банк. Тем более что ситуацией в целом в банковской системе минфин занимается. И эти меры, кстати, помогут фондовому рынку. Ведь банки работают «проводником»: если они показывают хорошие результаты, кредитуют компании, то котировки на фондовом рынке растут. К акциям опять проявляется интерес, инвесторы вкладывают в них деньги, и рынок выздоравливает.
И тем, кто держит свои сбережения в банках, купил паи в ПИФах, акции в ходе «народных IPO» Сбербанка, ВТБ и «Роснефти», я бы посоветовал действовать без паники и осмотрительно. Если сейчас деньги срочно не нужны, надо подождать, посоветоваться с управляющими. А вкладывать сейчас средства лучше в проверенные банки и компании.
Василий Солодков, директор Банковского института государственного университета-Высшая школа экономики:
— Сейчас на финансовом рынке есть хорошие и плохие новости. Какие из них перевесят, пока сказать сложно, потому что мы, к сожалению, не знаем наверняка всех «вводных».
Хорошо, что у ЦБ и минфина есть резервы для поддержания рыночной ликвидности, и они готовы предоставить ее банкам. Экономические действия российских властей в нынешней ситуации совершенно адекватны. Но важно, чтобы был обеспечен доступ к ликвидности всем банкам, а не только самым крупным. И при этом надо внимательно следить, чтобы это не разогнало инфляцию.
Но есть и негативные факторы. Плохо, что падают цены на энергоносители, а наша экономика по-прежнему сильно зависит от сырьевого сектора. Второй опасный момент — наши банки во многом фондировались за счет зарубежных источников. А так как ситуация на зарубежных рынках нестабильная, то иностранные банки «сидят» на своей ликвидности и теперь получить у них кредит практически невозможно. Первым тревожным звонком могут стать трудности, возникшие у КИТ Финанса. Они показывают, что у банков существуют проблемы с ликвидностью. Сейчас она будет только обостряться. Потому что в нормальной ситуации банки имеют возможность перекредитоваться.
Третий риск — это отсутствие информации о том, какой объем средств вложили в акции и ценные бумаги российские банки. Если речь идет о небольших объемах, то падение фондовых индексов больших проблем у них не вызовет. Если ситуация другая, то они могут столкнуться с серьезными рисками. Наконец, все еще неясно, как будет развиваться ситуация на международных рынках.
Но по большому счету надо обращать внимание на долгосрочные вещи. Пока российская экономика будет ориентирована на сырьевой сектор, невозможно создать нормальный финансовый рынок. Он в любом случае будет полностью зависеть от цен на нефть и ситуации извне.
Алексей Ведев, директор Центра стратегических исследований Банка Москвы:
— Ситуация на российском рынке обусловлена рыночной истерикой, когда резкое ее ухудшение провоцирует еще более сильное ухудшение.
Скорее всего, все случившееся происходит на фоне плохого управления рисками в ряде компаний. Влияние глобального кризиса на российский рынок сейчас минимальное: американские и европейские власти предприняли шаги для поддержания своих банков, но эти новости не дали подняться отечественным индексам.
Не думаю, что подобная ситуация на российском рынке продлится долго. Нестабильность сохранится максимум в течение двух недель. Акции российских компаний уже продаются за бесценок, хотя фундаментальные экономические показатели по-прежнему неплохие. Не думаю, что есть смысл поддерживать рынок средствами госфондов. Падение акций неприятно. Но фондовый рынок отрастет сам, хотя и трудно предсказать, когда это будет.
В более пристальном внимании нуждается банковская система — паника среди вкладчиков куда опаснее, чем падение фондовых индексов. Проблема в том, что наша банковская система крайне сегментирована. Есть универсальные банки, проводящие взвешенную политику. И я не думаю, что они столкнутся с большими трудностями. Но есть банки, которые делали ставку на агрессивную политику на рынке и ориентировались на зарубежные займы. Причем то, что ряд банков и инвестиционных компаний проводят достаточно рискованную политику, было понятно еще год назад. Сейчас в связи со сложностями на мировом финансовом рынке у них могут возникнуть неприятности: не исключено, что один-два банка откажутся от выполнения своих обязательств перед клиентами. И это должно стать сигналом для денежных властей.
На мой взгляд, сейчас их главная задача — это мониторинг ситуации в банковской сфере. Я бы на месте председателя ЦБ срочно поручил подчиненным выяснить, в чем там дело. Это частная ситуация, в которой надо разбираться и разруливать ее.
Елена КУКОЛ, Олег ГЛАДУНОВ, Сергей ЗЫКОВ, Тарас ФОМЧЕНКОВ, Татьяна ПАНИНА