ФРС США приняла решение о предоставлении крупнейшей в мире страховой компании American International Group (AIG) кредита в 85 млрд долл. в обмен на 79,9% акций компании в попытке оградить мировые рынки от новых потрясений. Шаг оказал противоположный эффект: теперь «симптомы Bear Stearns» — у обоих оставшихся в США крупных инвестбанков.
Власти выдают AIG кредит на жестких условиях: на два года по трехмесячной ставке LIBOR+8,5% (около 11,5%). США получают в распоряжение акции AIG, обеспечением кредита выступят активы страховщика, частичная продажа которых по плану позволит AIG за два года погасить долг. «Это как минимум вдвое сократит бизнес компании», — прогнозирует главный стратег по мировым рынкам Cantor Fitzgerald Стивен Поуп. Обязательным условием предоставления госпомощи является смена гендиректора: Роберта Уилламстада сменит бывший гендиректор страховщика Allstate Эдвард Лидди. Как заявила ФРС, кредит поможет предотвратить «неконтролируемый крах» AIG, который нанес бы новый удар по финансовым рынкам и рынкам капитала, а также потребителям и экономике.
Финансовые регуляторы продемонстрировали непоследовательность в вопросах господдержки: в минувшие выходные они отказались помочь четвертому по величине инвестбанку Lehman Brothers, который в итоге обанкротился. Однако первоначально правительство выступило против госпомощи AIG, понесшей с конца прошлого года свыше 18 млрд долл. убытков. Но после того, как нанятые правительством Goldman Sachs и JP Morgan не смогли привлечь средства для AIG, ФРС пришлось вмешаться. «У правительства не было иного выхода. Системный риск для мировой финансовой системы и экономики был слишком высок», — отметила РБК daily управляющий директор Eastern Investment Advisors Роуз Грант. По подсчетам RBC Capital Markets, крах AIG отозвался бы в мировой финансовой системе потерей 180 млрд долл., крупнейшие банки застраховали в компании долговые обязательства на сумму 441 млрд долл.
Действия ФРС по спасению AIG только усугубили ситуацию на финансовых рынках. Ставки по трехмесячным казначейским облигациям США вчера опустились до минимального с 1954 года уровня в 0,0304%. Трехмесячная ставка LIBOR по доллару подскочила на максимальную величину с сентября 1999 года — на 19 пунктов, до 3,06%. Разница между ними (TED spread), отражающая напряженность финансовой системы, расширилась до максимального с 1987 года уровня. «Паника нарастает, кредитный рынок заморожен — все захлопывают двери, чтобы защитить свои балансы. Никто не знает рисков контрагентов», — отметил РБК daily аналитик Miller Tabak Питер Буквар.
К 22.00 мск индексы S&P 500 и Nasdaq потеряли по 4% каждый, Dow Jones снизился на 3,2%. Акции двух оставшихся в США инвестбанков вчера продемонстрировали максимальное в их истории падение: Morgan Stanley рухнул на 44% на сообщениях о том, что компания ищет покупателя, а Goldman Sachs подешевел на 23%. Дополнительное давление на рынок оказали страхи инвесторов, что кризис ликвидности может захватить саму ФРС, потратившую на стабилизацию финансовой системы, по данным Reuters, уже 900 млрд долл. Вчера Минфин США объявил, что вводит по запросу ФРС временную программу дополнительного финансирования, чтобы усилить баланс центробанка. Первый аукцион на 40 млрд долл. должен был пройти вчера. Тем не менее
Андрей КОТОВ