«Простым гражданам финансового кризиса опасаться не стоит, государство гарантирует все вклады», — вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин сделал специальное заявление, чтобы успокоить разволновавшихся россиян. Государство уже оказало банковской системе материальную помощь — нуждающиеся вчера могли «откусить» от тех полутора триллионов рублей, которые выделили финансовые власти.
Но разве проблемы банков не означают, что и нам с вами придется несладко? «Известия» решили дать собственный ответ на этот вопрос.
С Fannie Mae и Freddy Mac все началось — их в итоге взяли под опеку американские власти. С «помощью» Lehman Brothers и Merrill Lynch продолжилось — эти банки отошли по дешевке своим более успешным коллегам. Вот только чем все закончится — не известно. В среду в Америке обрушились котировки еще двух финансовых «монстров». Удивительно, но факт: еще недавно названия этих компаний ничего бы не сказали рядовому российскому гражданину, но сегодня они у всех на слуху. Еще бы, ведь именно Фанни и компания стали виновниками проблем у нас.
В среду с самого утра чиновники как заведенные повторяли: проблемы временные, гражданам можно не волноваться, а банкам, которые
Поправить ситуацию поспешил Центральный банк. Вчера внепланово собрался совет директоров ЦБ и решил пойти на самые радикальные за всю новейшую историю меры, снизив нормы обязательного резервирования (столько должны держать в ЦБ банкиры на черный день) на 4%. Беспрецедентность таких действий глава ЦБ Сергей Игнатьев объяснил тем, что у банков образовался острый дефицит ликвидности и нужно разрядить обстановку. По оценкам ЦБ, благодаря экстренным мерам для банков высвободится более 300 миллиардов рублей, которые могут оказаться на счетах уже в пятницу. Хватит ли этих денег и когда закончатся проблемы на банковском рынке?
— Надеюсь, что в ближайшие дни, может быть, в течение следующей недели. Проблема с ликвидностью есть, и серьезная, но мы ее почти наверняка решим, — дал свой прогноз Сергей Игнатьев.
Хорошо, что пока все эти трудности клиентов банков не касаются. Но что будет дальше? Не придется ли нам, как в 1998 году, стоять в очередях, чтобы получить со своих счетов хоть что-то? «Известия» попытались понять, как нынешний кризис аукнется в ставках по кредитам, цене квартир и курсе доллара.
Если у вас акции…
Главный совет — только не паниковать и крепко держаться за то, что имеешь. Если купили акции, оставьте их у себя, пока рынок снова не начнет расти. В это сейчас с трудом верится, но еще не было биржевого краха, за которым бы не последовал бум. Тем более что и продать их теперь негде — торги приостановлены. Но когда рынок начнет расти?
— Мы предполагаем скоро увидеть индекс ММВБ на 1050 пунктах. В самом худшем случае он не опустится ниже 700 пунктов, потому что тогда для поддержания достаточно будет только российских денег, — делится своими прогнозами управляющий активами ИК «Финам» Андрей Сапунов.
Насколько крепок рубль?
В обвал рубля никто из профессионалов всерьез не верит. Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян вообще говорит, что весь ажиотаж вокруг ситуации на финансовом рынке в России «психологический». Как известно, курс рубля определяется запасами золотовалютных резервов. «Резервы у России достаточны, никаких серьезных колебаний не будет», — уверен министр финансов и обещает, что Центральный банк будет удерживать курс в пределах коридора, который он определил.
А Александр Осин из «Финама» говорит, что поддерживать рубль будет и приток капитала в страну. Поступать он будет от продажи нефти, экспорт которой никто не отменял. Да и интерес к покупке активов в России у иностранцев, несмотря ни на что, остается — просто денег сейчас у них не хватает.
Куда теперь ускачет инфляция?
Понятно, что закачивание в банки триллионов рублей вряд ли ее затормозит. И власти это понимают.
— Для простых граждан ситуация не меняется, самый большой риск — это инфляция, — говорит Алексей Кудрин.
Этого же мнения придерживается и Сергей Игнатьев:
— Инфляция повысится, но не сильно. Скорее, даже замедление ее темпов будет не столь быстрым, как мы ожидали.
Тем не менее глава ЦБ полагает, что показатель инфляции будет не 11% (последние оценки Банка России), а на 1% больше, то есть 12%.
Так что затормозить цены теперь станет труднее. Зато наша промышленность и сельское хозяйство смогут спокойно развиваться и даже «прибавить темпа» — денег на это теперь будет достаточно.
Не прекратят ли банки выдавать кредиты?
Ну это как раз вряд ли. Потому что кредиты — это для банков первый источник прибыли. Хотя если деньги в дефиците, то расстаются с ними менее охотно. Например, уже полгода как банки стали гораздо строже подходить к оценке своих будущих заемщиков. Теперь же могут вырасти и ставки кредитов.
— По потребительским кредитам поднимать ставки тяжело, они уже и так составляют 15—20%, — считает Александр Осин. — Поэтому банки попытаются отыграться и поднять ставки по ипотеке. Сейчас они составляют 14—15% и скорее всего будут расти.
Ну а если вы уже взяли кредит, то не изменится ничего. Будете и дальше спокойно платить, как и прописано в договоре.
Квартиры теперь еще больше подорожают?
Парадокс кризиса ликвидности состоит как раз в том, что недвижимость обычно дешевеет. Еще в прошлом году, когда в США начался кризис с ипотекой, многие в России надеялись купить жилье подешевле. И вот теперь их надежды могут сбыться.
— Хотя осенью всегда цены на жилье растут, сейчас они стоят на месте и по некоторым позициям пошли вниз. Многие продавцы почувствовали, что цены могут еще больше упасть, и стали спешить избавиться от квартир, — говорит руководитель отделения Московского инвестиционного центра недвижимости Сергей Кусков. — Думаю, цены и дальше будут медленно снижаться.
В США цены на дома за последний год упали на 20%, говорит Александр Осин. Если недостаток наличности сохранится, снижение цен на квартиры весьма вероятно и у нас. Поэтому у вас может появиться хороший шанс купить квартиру подешевле или улучшить свои жилищные условия.
«Главное — не суетиться»
Глава Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов прокомментировал корреспонденту «Известий» Павлу Арабову нынешнюю ситуацию.
вопрос: Насколько биржевой крах отразится на российской «реальной» экономике и отразится ли вообще?
ответ: Мы имеем дело с ситуацией, которая не попадает в разряд фундаментальных изменений на российском рынке, ну и вообще в экономике. Сейчас мы можем говорить, что мы относительно автономны и экономике ничего не грозит.
Другое дело, что такая ситуация действительно порождает вопросы, связанные с банковской ликвидностью. Но я думаю, что те меры, которые принимаются сейчас, достаточны для того, чтобы удержать возможность распространения элементов неликвидности банков на всю экономику.
в: Дайте несколько советов простым гражданам, которые покупают паи ПИФов, участвовали в народных IPO. Следует ли им перекладываться в облигации, уходить в наличность или, может, свечки в церкви ставить?
о: В таких ситуациях, главное — не суетиться. Потому что ситуация сейчас находится на критической отметке, когда уровень цен на рынке очень низок. Я думаю, что сейчас любые перекладывания, любые движения могут создать проблемы. В среду ФСФР приостановила торги на биржах для того, чтобы люди могли успокоиться, прийти в себя и
Павел АРАБОВ