В Соединенных Штатах уже второй раз за две последних недели государство берет под контроль крупную частную финансовую компанию. После двух главных в стране ипотечных агентств, финансовая поддержка финансовых властей на этот раз будет оказана American International Group, крупнейшей в США и во всем мире страховой компании. Как и инвестиционный банк Lehman Brothers, она оказалась на грани банкротства
Финансовые рынки многих стран поднялись на этих новостях, но главный вопрос на них остается: кто следующий?
Финансовые власти Соединенных Штатов предоставят экстренную помощь страховой компании American International Group. В обмен почти на 80% её акций и право смены руководства Центральный банк выделит компании кредиты на 85 миллиардов долларов.
Ровно 10 дней назад по такой же схеме правительство США взяло под контроль два крупнейших в стране ипотечных агентства — Fannie Mae и Freddie Mac, доля которых на американском рынке ипотеки превышает 40%. Правда, суммы выкупа были значительно большими.
Со страховой компанией AIG связано большинство участников финансовых рынков США. Среди других услуг, она занималась страхованием и выпускаемых ими ценных бумаг. Дион Томас, сотрудница одной из юридических компаний на Уолл-Стрит: «Это — Уолл-Стрит! Здесь все имеют дело с American International Group. И сама мысль о том, что эта компания вдруг может исчезнуть, тут же отразилась на миллионах биржевых сделок, проводимых их участниками. Никто из них не в состоянии представить все последствия, но это действительно могло бы обернуться катастрофой!»
По некоторым экспертным оценкам, AIG за последний год могла потерять более 80% своей прежней рыночной стоимости. Таких потерь крупнейшими финансовыми компаниями не случалось со времен Великой депрессии в США, а последствия проявляются далеко за их пределами. Из Сеула — сотрудник южнокорейской инвестиционной компании Goodmorning Shinhan Securities Роммел Ли: «Проблемы собственно компании American International Group теперь, после объявления о её поддержке государством, можно считать почти решенными. Но у всех участников рынков — один вопрос: кто следующий? Ведь кризис продолжается! Многие компании на этом рынке называются теперь возможными следующими жертвами этого кризиса».
Всего два дня назад правительство Соединенных Штатов отказало в поддержке инвестиционному банку США — Lehman Brothers, который в итоге, не найдя нового владельца, был вынужден обратиться в Арбитражный суд за временной защитой от кредиторов. Сообщения об этом обрушили все финансовые рынки. После фактически национализации в США ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac на них ожидали совсем другого развития событий. Аналитик компании «Антанта-Пиоглобал» Максим Осадчий так это описывает: «Удар, конечно, существенно слабее, но он очень неприятен. Люди ожидали, что уж после того, как государство взяло под контроль Fannie и Freddie, после этого — все, вот он выход, закончился самый худший период кризиса. Все ожидали, что это уже было дно кризиса, и оказалось, что это не так».
Допустив банкротство Lehman Brothers, четвертого по величине инвестиционного банка в стране, финансовые власти США, тем не менее, поддержали крупнейшую страховую компанию.
Сегодня же было объявлено, что третий по объемам банк Великобритании — Barclays — покупает за 1,75 миллиарда долларов североамериканское инвестиционное подразделение Lehman Brothers. В конце прошлой недели Barclays отказался от покупки всего бизнеса этого американского банка, который в итоге и был вынужден обратиться в суд по банкротствам.
Огромные убытки крупнейшие финансовые компании США, да и многие европейские, понесли в результате кризиса на ипотечном рынке США, разразившегося в прошлом году и последствия которого будут проявляться, как представляется экспертам еще долго. Из Лос-Анджелеса — Джеффри Гандлак, аналитик инвестиционной компании TCW: «Падение цен на недвижимость в США в последние два года привело к тому, что многие домовладельцы просто перестали выплачивать банкам свои долги по взятым ранее кредитам. Ведь до этого почти все кредиты исправно погашались.
Теперь рыночная цена того же дома значительно снизилась, а нередко оказывается и меньше суммы оставшегося долга. И все больше домовладельцев стали приходить к выводу, что долг возвращать и вовсе не стоит. Пусть, мол, банк забирает дом, и сам с ним возится — ведь все убытки он примет на себя.
Отделавшись таким образом от дома, люди могут или снимать жилье, или попробовать купить себе другое — подешевле. В итоге все невозвращенные долги легли тяжким бременем и на банки, и на ипотечные агентства Fannie Mae и Freddie Maс. В этом и заключается сегодня главная проблема американского рынка недвижимости».
До того, как разразился кризис, многие финансовые компании выкупали у американских коммерческих банков их ипотечные кредиты, чтобы затем перепродать их на финансовом рынке — в виде своих новых облигаций. Но когда эти облигации покупать перестали, компании остались с огромными долгами. Дин Бейкер, сотрудник вашингтонского Центра экономических и политических исследований считает: «На мой взгляд, следует вспомнить о том, что финансовым рынкам необходимо регулирование. Ведь к крайних случаях ситуация может просто выйти
Думаю, именно в таких ситуациях, как сейчас, все больше людей приходят к выводу, что государству следует более жестко контролировать финансовые рынки. Эту регуляцию явно ослабили в последние лет десять, но, если вспомнить нашу экономическую историю в 60-ые, 70-ые или 80-ые годы, это регулирование было весьма эффективным, что стимулировало расширение финансовых рынков, но — без потрясений, подобных нынешним. На мой взгляд, если просто следовать идее, что рынок в состоянии сам себя регулировать, то рано или поздно на нем возникают именно такие ситуации, какую мы видим сегодня».
Эксперты подсчитали: общий объем помощи за последний год финансовым рынкам и компаниям со стороны финансовых властей США, уже предоставленных или гарантированных на будущее, будь то экстренные кредиты отдельным компаниям или дополнительные интервенции Центрального банка США на финансовых рынках, приближается к 900 миллиардам долларов. Это примерно 6,5% нынешнего объема всей американской экономики за год.
Сергей СЕНИНСКИЙ