Финансовый кризис вошел в потенциально опасную новую фазу в среду, когда многие кредитные рынки прекратили работу в нормальном режиме, поскольку инвесторы во всем мире отчаянно перемещали свои деньги в самые безопасные инвестиции, такие как казначейские векселя, сообщает 18 сентября New York Times.
В результате стоимость заимствования взлетела для многих компаний, в то время как акции фирм Уолл Стрит как Goldman Sachs и Morgan, которые ещё несколько недель назад считались относительно сильными, упали под напором волн продаж. Инвесторы так волновались, что накинулись на трехмесячные казначейские векселя с фактически нулевой доходностью, а золото подлетел до самого большого «дневного» повышения за почти через десять лет. Фонды в Нью-Йорке упали почти на 5%.
Этот ошеломляющий «порыв к безопасности» — отказ от других видов долговых обязательств и фондов — рискует серьезно повредить и так уже ослабленной американской экономике, удорожая стоимость финансирования каждодневной деятельности фирм.
Некоторые экономисты выражают опасения, что инвесторов захлестнула «психология страха» — причем не только в Соединенных Штатах, но также и в Европе и Азии. И хотя стремление защитить себя от рисков может быть совершенно рациональным, поведение толпы может спровоцировать всё более широкую нисходящую спираль.
«Это похоже на пожарную тревогу в кинотеатре, говорит профессор экономики из Принстона Хюн Сон Шин (Hyun Song Shin). — Все ринулись к выходу. Вы ринулись, потому что все ринулись. Ясно, массовая паника это — бедствие».
Такая потеря доверия может заразить и Азию, чьи сбережения по существу обеспечивали деньгами Америку в течение многих десятилетий. «Азия, возможно, чуть больше, чем другие рынки, волатильна, чуть больше подвержена настроению, — считает, глава Азиатско-Тихоокеанского отдела Дэн Парр (Dan Parr) в консалтингово-маркетинговом агентстве brandRapport, с представительством в Гонконге. — Обычному человеку немного надо, чтобы впасть в страшное волнение.» В начале торгов в Японии значение фондовый индекс Nikkei упал на 3%.
Несмотря на усилия правительства последние десять дней с целью успокоить инвесторов (спасение таких гигантов, как Fannie Mae, Freddie Mac и American International Group), многие инвесторы по-прежнему беспокоятся, что финансовая система «разбита» и что можно ожидать новых банкротств, подобных краху Lehman Brothers.
Федеральная резервная система США в этом году очень сильно расширила кредитование банков и фирм, работающих с ценными бумагами, и продолжает облегчать правила работы финансовых компаний в надежде на улучшение ситуации на рынке кредита. Центральные банки по всему миру также производят денежные вливания в свои экономики и понижают требования к необходимым резервам для финансовых учреждений своих стран из опасения, что проблемы в американской финансовой системе причинят им новый ущерб.
Если проблемы в финансовой системе сохранятся, то у фирм будет меньше денег для ведения дел, будут нарастать сокращения персонала, а у уже и так напуганных потребителей будет меньше денег на расходы, что «подсадит» экономику еще сильнее. Высокие расходы по займам ещё больше ослабят рынок недвижимости, который должен все же подавать признаки жизни. В среду, 17 сентября, министерство торговли США сообщило, что число закладок новых фундаментов упало до самого низкого уровня с начала 1991 г.
Вспышки паники продолжались в среду, 17 сентября — инвесторы скупали правительственные облигации. Когда вкладчики предлагают высокую цену, доходность падает — и по трехмесячным казначейским векселям она таки снизилась до 0,061% с уровня в 1,644% неделю назад. Это самая низкая доходность за более чем 50 лет!
На фондовом рынке индекс Standard & Poors 500 упал сразу на 4,71% — до значения 1 156,39 (самое низкое за более чем три года!). Обеспокоенность по поводу финансовых инвестиций ударила даже по высоко-рейтинговым фирмам: Goldman Sachs, чьи акции упали почти на 14% до уровня $114,50 и Morgan Stanley, акции которого понизились больше чем на 24% до $21,75. Теперь обе фирмы пересматривают свои стратегии, чтобы адаптироваться к такому паникующему рынку. Стоимость заимствования для корпораций и банков резко взлетела вверх. В среду один базовая ставка по кредитам овер-найт превысила 5%, т. е. более чем в два раза больше, чем неделей ранее. Авто-инвестиционная компания GMAC, частично принадлежащая General Motors, была в среду вынуждена выложить 5,25% по краткосрочному финансированию — т. н. недельному векселю (one-week commercial paper), тогда как накануне ставка составляла 4%.
«Всё это «подсыпает песка» в механизмы экономики, — говорит главный эксперт по инвестициям отдела долговых обязательств в фирме American Century Investments Дэвид Макеуэн (David MacEwen). — Экономика зависит от кредита, чтобы финансировать жильё, автомобили, студенческие ссуды и товарные запасы». Местные органы власти и предприятия также окажутся под давлением. Город Чикаго и Линкольн-центр (Lincoln Center) в Нью-Йорке отложили долговые предложения, потому что должны будут выплатить такие высокие проценты инвесторам, сказал директор по управлению муниципальными облигациями в Lord Abbett & Company Дэниел Солендер (Daniel Solender).
Фонды денежного рынка находятся в напряжении по поводу возможных последствий известия о том, что чистые активы одного крупного фонда упали ниже $1 за акцию, потому что он имел ценные бумаги, выпущенные Lehman Brothers. Упасть ниже этого порога настолько большая редкость для фондов финансового рынка, что многие инвесторы считают их столь же безопасными как наличные деньги или текущий счет.
Как указал в конце дня в среду старший директор Standard & Poors Питер Риццо (Peter Rizzo), в ряде взаимных фондов сообщили, что их клиенты перевели свои средства из более «широких» и доходных фондов в более консервативны, в рамках той же самой компании. В целом, это должно уменьшить интерес вкладчиков к корпоративным ценным бумагам, кроме компаний с совсем уж «звездной» репутацией.
Правительства по всему миру наращивали усилия с целью ослабить напряженность в мировой финансовой системе. Банк Англии продлил специальную программу банковского кредитования еще на три месяца, а центральные банки Японии и Австралии осуществили денежные вливания в банковские системы своих стран. Россия, чтобы помочь своим банкам, понизила требования к объему обязательных резервов.
В Нью-Йорке ФРС США объявила поздно вечером во вторник, что расширит для страховой группы AIG кредитную линию на $85 млрд. и возьмет почти 80% доли в компании. Об этом было объявлено сразу после того, как правительство отказало в финансовой поддержке Lehman, вынудив её понедельник объявить о «защите от банкротства».
Не ослабляя давления на финансовые компании на фондовом рынке, комиссия по ценным бумагам и биржам США предложила новые правила по коротким продажам или ставки на понижения фондов, и «ненавязчиво» предположила, что хедж-фондам и другим, возможно, теперь придется раскрыть информацию по коротким позициям.
Казначейство (минфин) и ФРС США также указали, что они продадут больше казначейских векселей с аукциона. ФРС будет использовать ценные бумаги для управления своим балансом с целью ввести больше наличности в финансовую систему. Поскольку ФРС расширила в этом году кредитование банков и фирм, работающих с ценными бумагами, некоторые аналитики выражали озабоченность, что центральный банк может начать испытывать нехватку казначейских ценных бумаг для проведения своих операций. Марк Джертлер (Mark Gertler), который преподает экономику в Нью-йоркском университете, сказал, что ФРС пытается достичь двух целей одновременно: защититься от кризиса, но при этом довести до рынка, что она не будет выручать каждое попавшее в трудное положение учреждение. Несмотря на напряжение на рынках, действия ФРС, возможно, действительно предотвратили худшее.
Драматические события прошлого года поставили под сомнение большую часть того, что тактики, экономисты и инвесторы говорили о финансовой системе. Даже весной 2007 г. многие в Вашингтоне и Нью-Йорке продолжали говорить, что цены на жилье не могут беспрестанно и что большинство ставок, сделанных трейдерами с Wall Street надежны по определению.
Однако ныне появились признаки того, что психология и подход к делу меняются в противоположную сторону. Люди теперь предполагают, что положение будет ухудшаться, и что любые действия со стороны ФРС и минфина будут означать шаг вниз, а не шаг к улучшению конъюнктуры рынка.
«Последние