Центробанк может откорректировать стратегию денежно-кредитной политики, сообщил депутат Госдумы, член Национального банковского совета и глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. Не исключено, что ЦБ
Главная идея «Основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ на 2009—2011 годы» — переход к таргетированию инфляции, оно, в частности, подразумевает отказ ЦБ от поддержания валютного курса. Однако, как вчера сообщил на заседании рабочей группы Госдумы по доработке «Основных направлений…» (Госдума принимает документ «к сведению») депутат Госдумы, член Национального банковского совета и глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков, представители ЦБ уже согласились с тем, что документ «не отвечает текущим задачам». Представители ЦБ вчера не комментировали возможность изменений в документе.
Анатолий Аксаков полагает, что переход к политике таргетирования инфляции может быть отложен, эту позицию он был намерен защищать на заседании Национального банковского совета (НБС), проходившем вчера поздно вечером. «Переход к таргетированию инфляции правильный, но в условиях преодоления финансового кризиса ускоренный переход приведет к дополнительным рискам сильных валютных колебаний»,— пояснил он «Ъ». По его мнению, «ЦБ, скорее, должен сохранить определенный коридор валютных колебаний».
Но главное, что беспокоит депутата и участников рабочей группы Госдумы — укрепление рубля. Они считают, что его надо перестать укреплять такими темпами, как это делал ЦБ с 1998 года. «Резкое укрепление рубля работает против роста экономики»,— заявил Анатолий Аксаков. «По официальным данным, рубль к доллару за это время укрепился на 38%»,— заявил вчера директор агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. В действительности за этот период рубль, наоборот, ослаб: по сравнению с началом 1998 года — в 4,3 раза (с 5,96 руб./$ до 25,5 руб./$), а в сравнении с концом 1998 года — примерно на четверть. Укрепление рубля к доллару по сравнению с минимумом его курса в 2003 году составило около 25%.
На заседании рабочей группы ЦБ были также переданы предложения Ассоциации региональных банков «Россия». В них говорится: «В условиях финансовой нестабильности таргетирование инфляции не может являться основной целью денежно-кредитной политики». Это объясняется тем, что в России «нет прямой зависимости между уровнем денежного предложения и инфляцией» и тем, что «искусственное укрепление обменного курса рубля на фоне снижения реального курса (по паритету покупательной способности) ведет к значительному снижению конкурентоспособности российских товаропроизводителей и росту импорта».
Из закона о ЦБ следует, что даже если Госдума не одобрит «Основные направления…», принятию бюджета это не помешает. Один из бывших депутатов Госдумы сказал «Ъ», что «нет никаких юридических последствий неодобрения их Госдумой, разве что это немного помешает работе самого ЦБ».
Глава комитета по экономической политике Госдумы Евгений Федоров подтвердил «Ъ», что он и его коллеги считают необходимым пересмотреть «Основные направления…». Однако он полагает, что делать это надо «после завершения кризиса, с учетом его промежуточных итогов». Содержательно речь может идти об учете последствий финансового кризиса, в частности, параметров денежной программы ЦБ, пояснил «Ъ» источник, близкий к ЦБ.
Вчера вечером в ЦБ прошло заседание НБС, на котором, как подтвердил «Ъ» господин Аксаков, «звучали предложения не ставить целью ближайший переход к инфляционному таргетированию, сохранить коридор колебаний валютного курса». Эти предложения будут дорабатываться в рабочей группе при комитете Госдумы по финансовым рынкам, но насколько ЦБ будет готов их учесть, станет ясно ко 2 октября.
Ирина ГРАНИК, Максим ШИШКИН