Президент «Лукойла» Вагит Алекперов готов и дальше увеличивать долю в нефтяной компании. «Если будут свободные деньги, буду покупать [акции]», — цитирует его «Прайм-ТАСС». За последние дни Алекперов дважды докупал акции, и сейчас он контролирует 20,58% «Лукойла». Вице-президент компании Леонид Федун увеличил долю до 9,21% акций. Первый потратил 2,4 млрд руб., второй — 1,7 млрд руб. Котировки «Лукойла» упали с 1 по 17 сентября на ММВБ на 22,9%.
Куда инсайдер заведет
На развитых рынках данные об операциях инсайдеров (топ-менеджеров и членов советов директоров) с акциями собираются и публикуются аналитическими компаниями. Считается, что эти сведения могут указывать на дальнейшее движение акций, так как инсайдеры лучше осведомлены о положении дел в компании.
Менеджеры многих других компаний следуют их примеру. Член совета директоров «Мечела» (его расписки в сентябре подешевели в Нью-Йорке на 31,4%) Владимир Полин купил 0,00184% акций, член правления «Мечела» Виктор Тригубко увеличил свою долю с 0,00048% до 0,00173%. Еще один член правления — Олег Розенберг приобрел 0,000099% акций. Речь не идет об опционной программе, говорит представитель «Мечела»: «Менеджеры купили акции на рынке, потому что верят в компанию». Цены сделок не раскрываются.
«Северсталь» сообщила, что ее независимый директор Рональд Фримэн 16 сентября приобрел 14 100 расписок почти на $190 000. В этот же день 12 718 GDR за $176 000 купила жена председателя совета директоров «Северстали» Криса Кларка Кэтрин Анн Кларк. «Мы убеждены, что вложение в акции компании — выгодная инвестиция, и рады, что члены совета и члены их семей разделяют эту позицию», — сказал директор по финансам «Северстали» Сергей Кузнецов. GDR компании Алексея Мордашова упали за сентябрь на 28,9%.
Evraz Group сообщила, что на прошлой неделе вице-президент компании Тимур Янбухтин купил 2000 GDR компании почти за $120 000, а на нынешней неделе руководитель казначейства Евгений Терехов — 1200 расписок почти на $65 000. GDR компании потеряли с 1 по 17 сентября 32,5% цены. По словам представителя Evraz, это также не опционная программа, а самостоятельная покупка.
«Сургутнефтегаз» подешевел на ММВБ на 40,6%. Представитель компании отказался обсуждать, покупают ли менеджеры ее акции. Но близкий к «Сургуту» источник говорит, что многие менеджеры хотят воспользоваться ситуацией, но опасаются, что рынок еще не дошел до самого дна, и выжидают.
Представителю группы ГАЗ (-31% в РТС в сентябре) известно, что сотрудники сейчас скупают акции компании на рынке. Доля купленных бумаг ему не известна.
«Выкуп акций [ВТБ] сейчас очень привлекательная идея; наверное, куплю, но сколько — не скажу», — говорит член правления «ВТБ 24» Георгий Горшков. ВТБ за две недели рухнул на ММВБ на 59,6%.
Но не все готовы выкупать акции в нынешней ситуации. «Своих денег, чтобы повлиять покупкой на котировки, у меня нет, а задействовать ресурсы самой компании, я считаю, нечестно», — признается член правления одного из публичных банков.
То, что директора и топ-менеджеры покупают акции компаний на таких уровнях, безусловно, дает позитивный сигнал рынку и инвесторам, отмечает стратег Deutsche Bank Георгий Карташов. Ведь тем самым покупатели показывают, что верят в будущее своих компаний, добавляет он.
Алексей РОЖКОВ