Гендиректор Bank of America Кен Льюис не может не ликовать: громкое приобретение Merrill Lynch & Co возвело его на олимп финансового мира как раз в то время, когда другие герои Уолл-стрит один из другим теряют ореол величия.
Bank of America 15 сентября объявил о покупке Merrill Lynch. В тот день в телеинтервью Кен Льюис без конца поздравлял свою компанию со сделкой, позволившей приобрести Merrill Lynch за $44 млрд — по $29 за акцию (в начале 2007 г. они стоили вдвое дороже, а в последний торговый день перед объявлением о продаже — $17,05). А на пресс-конференции в новом здании Bank of America на Манхэттене Льюис напомнил собравшимся, что еще семь лет назад предсказывал покупку коммерческими банками инвестиционных. «Я немного опережаю время», — шутил он.
Мнение
Крис Маршал
бывший руководитель потребительского направления Bank of America
«Я не думаю, что он [Льюис] из тех людей, кто ценит уважение конкурентов так же высоко, как победу над ними. Дух соперничества у Льюиса сильнее, чем у любого из знакомых мне бизнесменов».
Он небрежно отмахнулся от вопросов, можно ли объединить две компании с совершенно разной культурой или как Bank of America намерен за счет сделки достичь снижения доналоговых издержек на $7 млрд к 2012 г. «Мы умеем работать, — сказал он, — мы уже не раз это доказывали. Если мы заявили, что собираемся сократить издержки на такую-то сумму, мы этого добьемся».
Кен Льюис, провинциал, сын солдата и медсестры из небольшого городка в штате Миссисипи, сумел стать главой бесспорного лидера отрасли. В среде банкиров злословят, что после трудного детства Льюис страстно желает добиться всеобщего почета и уважения. Льюис приходит в ярость, если ему кажется, что
Но Крис Маршал, руководивший потребительским направлением Bank of America, считает иначе: «Я не думаю, что он из тех людей, кто ценит уважение конкурентов так же высоко, как победу над ними. Дух соперничества в Льюисе сильнее, чем у любого из знакомых мне бизнесменов».
Когда кредитный кризис только начинался, Льюис заявлял, что Bank of America должен побить конкурентов и усилить свои позиции, предоставляя все услуги или сервисы, которые могут потребоваться населению и бизнесу. До этого, в 2007 г., он заявил: «Пришло время действовать. Мы можем приступить к уничтожению противника, стать по-настоящему опустошительной силой и отвоевать долю рынка». Через считанные месяцы, в апреле 2007 г., он договорился о приобретении чикагского банка LaSalle у ABN Amro за $21 млрд. Он продолжил развивать проект бесплатной онлайновой биржи, тем самым нанеся удар по дисконтным брокерам. Он вложил $4 млрд в компанию Countrywide Financial и получил контроль над крупнейшей в Америке ипотечной компанией. За последние пять лет Льюис потратил на сделки M&A более $100 млрд.
Многим сделкам Льюиса мешало федеральное законодательство, запрещающее банкам поглощения, которые дают им более 10% американского депозитного рынка (вклады частных лиц). Но он всегда находил, как обходить это ограничение. Иногда он покупал миноритарные доли, иногда грамотно использовал тонкости американского законодательства. Например, купить американскую Countrywide он смог потому, что она формально называется сберегательной ассоциацией, а фактически осуществляет те же операции, что и банк. В случае с Merrill Bank of America не попал под 10%-ный барьер благодаря тому, что одно из подразделений Merrill также считается сберегательной ассоциацией, а другое — промышленным банком (industrial loan corporation, кредитная организация, деятельность которой регулируется законодательством штата). Но фактически Льюис будет контролировать 11,6% американского депозитного рынка.
Приобретение Merrill положило конец одному из самых больших разочарований Льюиса — Bank of America уже десяток лет безуспешно пытается выстроить собственный инвестиционный бизнес. В октябре 2007 г. Льюис заявил, что испытал все прелести этого бизнеса: в III квартале 2007 г. прибыль инвестподразделения Bank of America снизилась на 93%, что привело к снижению прибыли всего банка на 32%. Льюис реструктурировал подразделение и сократил 3000 сотрудников. После объявления о покупке Merrill Льюис вспоминал, что инвестиционный бизнес был в Bank of America «ни тем ни сем». «Некоторое время мы были разочарованы в этом бизнесе, но последние события все изменили, — сказал Льюис. — Теперь этот бизнес мне снова нравится».
Льюис обеспокоен тем, что сотрудники инвестбанков заражены звездной болезнью: произойдет ли культурная интеграция Уолл-стрит и Шарлотт? Но Льюис уже доказал, что умеет интегрировать непохожие компании, как это случилось с Fleet Boston Financial, которую Bank of America приобрел в марте 2004 г. за $47 млрд, став вторым по величине американским банком, и одной из крупнейших кредитных компаний — MBNA, приобретенной в 2005 г. за $35 млрд, отмечает Буш. Она считает, что Льюис станет хорошим управленцем для Merrill и для поддержания преемственности сохранит команду его брокеров.
Карьера Кена Льюиса
Кен Льюис родился 9 апреля 1947 г. в г. Меридиан (штат Миссисипи), а вырос в городке того же штата Уолнат-Гроув. «Это была такая ничтожная дыра, что для того, чтобы родиться, необходимо было сперва добраться до соседнего городка», — вспоминает он. Он получил диплом бакалавра на финансовом факультете Университета Джорджии, позже окончил Стэнфорд. Карьера Льюиса начиналась в Джорджии — здесь он работал в обувном магазине, страховой компании и агентстве по продаже авиабилетов. В 1969 г. впервые в жизни устроился на работу на полную ставку, став аналитиком кредитного рынка в г. Шарлотт (штат Северная Каролина). Он работал в малоизвестном в то время банке North Carolina National Bank, который в 1998 г. после слияния с калифорнийской корпорацией BankAmerica стал называться Bank of America. Льюис работал главой отдела потребительских услуг, директором по операционной деятельности, а в 2001 г. занял пост гендиректора Bank of America.
Ден ФИЦПАТРИК