В условиях дефицита ликвидности банки пытаются заполучить «живые» деньги всеми доступными способами. Резкий рост спроса со стороны банков на взыскание долгов в последние недели зафиксировали коллекторы. Кредитные организации готовят для продажи новые портфели просроченных долгов и намерены избавляться от них со значительными дисконтами.
Как сообщила «Ъ» гендиректор коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева, в последние недели агентство ежедневно получает от банков до четырех портфелей просроченных долгов на оценку. «Раньше такое количество набиралось не более чем за две недели, причем к нам стали обращаться даже некрупные банки, ранее не работавшие с коллекторами»,— поясняет госпожа Докучаева. Директор по развитию бизнеса коллекторского агентства «Пристав» Сергей Шпетер сообщил, что за последние десять дней агентство получило предложения от четырех банков на продажу портфелей просроченных долгов на общую сумму порядка $200 млн. «Обычно подобные предложения от крупных банков мы получаем раз в квартал,— отметил господин Шпетер.— Банки либо передают портфель для оценки на условиях конфиденциальности, либо обозначают сроки возможной передачи портфеля». Заместитель гендиректора коллекторского агентства «Центр ЮСБ» Александр Федоров добавляет, что банки сейчас начинают предъявлять спрос на взыскание особо крупных долгов. «К нам впервые стали обращаться с предложением о взыскании единичных долгов свыше $1 млн»,— поясняет господин Федоров. Представители коллекторских агентств отказались называть банки, с которыми ведут переговоры, сославшись на конфиденциальность информации.
Кроме увеличения спроса на взыскание долгов коллекторы констатируют изменение подхода к оценке задолженности со стороны банков. «Нам в работу начали передавать даже те кредиты, просрочка по выплате которых составляет от 60 дней,— рассказывает Елена Докучаева.— Обычно в работу коллекторам передавались кредиты с просрочкой свыше 90 дней». Сократился срок просрочки и в портфелях, выставленных на продажу. По словам Елены Докучаевой, раньше продавались долги свыше 180 дней, сейчас — от четырех месяцев.
По данным Банка России, общий объем просроченной задолженности по кредитам физлиц вырос за 8 месяцев этого года на 26% до 90,7 млрд рублей. При этом общий объем кредитов увеличился на 29% до 3,3 трлн рублей. Сумма просроченных кредитов, находящихся сейчас в работе коллекторов, превышает, по экспертным оценкам, 40 млрд рублей.
Банки сейчас остро нуждаются в деньгах: для поддержания собственной ликвидности они используют все возможные способы. Продажа долга коллектору — крайняя для банков мера, поскольку при этом они в любом случае фиксируют убыток. Коллекторы приобретают кредитные портфели со значительным дисконтом — банк может выручить только часть суммы основного долга. Однако получение этих денег, по словам коллекторов, для банков становится принципиальным. «Банки увеличивают количество долгов, выставленных на продажу, чтобы максимально повысить уровень ликвидности»,— считает госпожа Докучаева. При этом для банка предпочтительнее продать долг, зафиксировав таким образом убыток, но получить за него «живые» деньги, добавляет эксперт. Для того чтобы снизить объем просроченной задолженности, крупные банки также стали предъявлять больше судебных исков о взыскании задолженности с корпоративных клиентов. В последние дни в суд поступает по нескольку соответствующих исков, хотя обычно крупные банки стараются урегулировать проблему во внесудебном порядке.
По словам банкиров, в условиях финансового кризиса они будут вынуждены расширить сотрудничество с коллекторами. «Сейчас у многих банков накопился критический объем долгов, с которым могут не справляться внутренние службы,— считает зампред правления Юниаструмбанка Сергей Бессонов.— Поэтому количество обращений к коллекторам может в ближайшее время возрасти еще больше». Особенно, по его словам, это касается ипотеки, поскольку немногие банки проводили достаточную для снижения рисков невозвратов оценку заемщиков, а просрочка по этому виду кредитования наиболее критична для банков.
Елена ПАШУТИНСКАЯ