На российских рынках ситуация остается напряженной. Так, вслед за рынком межбанковского кредитования практически встал и сектор долговых обязательств.
Произошел очередной технический дефолт. На этот раз по облигациям НПО «Сатурн», которое не смогло 22 сентября заплатить купонный доход в 125 млн рублей. В качестве причины компания называет технический сбой при переводе средств от контрагента и обещает погасить задолженность не позднее 26 сентября.
Как отмечает начальник аналитического управления ИК «Велес Капитал» Михаил Зак, сложная ситуация на долговом рынке сохраняется
Тем временем дневные объемы торгов на российском фондовом рынке продолжают падение. Вчера оборот акций, входящих в индекс ММВБ, упал до 19,3 млрд рублей. Такие показатели были характерны для крупнейшей фондовой биржи лишь в 2005 году, но никак не в последний год. Резко снижает объемы операций и продолжающий действовать запрет ФСФР на короткую продажу и маржинальную торговлю.
Основная же масса операций переместилась на рынок репо, торги в этом секторе даже были продлены ФСФР до 20.00. Согласно комментариям представителей биржи, в увеличении сроков торговли по операциям репо и РПС были заинтересованы игроки, получившие дополнительную возможность для завершения сделок. В последнее время банки получают финансирование со стороны государства. При этом большинство операций репо проходит через крупнейшие государственные банки. В связи с этим многие участники не успевают разместить свои заявки в отведенное для этого время.
На фоне низких объемов и сложной ситуации на международных рынках вчера индекс ММВБ упал на 3,12%, индекс РТС опустился на 2,85%.
По-прежнему парализован и рынок межбанковского кредитования. Это подтвердили корреспондентам «Газеты» несколько представителей средних банков. По их словам, деньги вращаются между банками первого круга, а компаниям второго и третьего эшелонов денежные средства недоступны. «Два из трех системообразующих банков не дают деньги даже под свои бумаги и требуют закрытия существующих позиций», — сказал представитель банка из первой сотни. По его словам, Минфин, определив 28 банков как проводников ликвидности на финансовый рынок, заодно переложил на них и риски по невозвратам. «Поэтому никто не хочет рисковать и давать деньги средним и мелким игрокам. Также нельзя исключать, что средства, выделенные государством для поддержки, могли быть использованы для закрытия собственных дыр или покупки ценных бумаг по низким ценам», — добавил собеседник корреспондентов «Газеты». По словам первого зампреда правления Инвестбанка Михаила Зайцева, Сбербанк берет в репо те же бумаги, что есть у ЦБ в ломбардном списке.
Возмущаются банкиры и тем, что госбанки если открывают позиции на менее крупных игроков, то по ставкам 20—22%. «Таким образом, они берут у ЦБ под 8%, а выдают под 22%», — сказал один из них.
В свою очередь президент Московской межбанковской валютной ассоциации Алексей Мамонтов полагает, что бюджетные деньги сейчас не способны исправить ситуацию с ликвидностью, так как по большей части оседают на счетах крупнейших банков и не выходят на вторичный рынок. «Для восстановления ситуации на рынке МБК могут потребоваться многие месяцы. По опыту кризиса 2004 года коренного улучшения ситуации сложно ожидать лишь к февралю следующего года, когда будут опубликованы балансовые отчетности за 2008 год», — сказал он.
Константин ТИХОНОВ, Юлия ЛОКШИНА