Вчера на финансовом рынке царил всеобщий подъем — акции росли, банки давали друг другу деньги в долг. Даже резкое выступление Дмитрия Медведева в адрес компании «Полюс золото» не смогло обвалить котировки. Может быть, рынок так закалился на плохих новостях, что стал нечувствительным даже к словам президента? Или инвесторы боятся только Путина? Причина «бычьего» настроения другая: рынок с нетерпением ждет обещанных государством 500 млрд руб., которые Минфин пустит на покупку акций госкомпаний.
Предложение поддержать падающий рынок бюджетными деньгами исходит от Владимира Путина, человека, с чьих нападок на «Мечел» в июле и начались проблемы российского фондового рынка. Его вопрос «Где маржа?» за день обвалил акции «Мечела» на $5 млрд. За следующую после этого события неделю рынок потерял еще $114 млрд, но и тогда вряд ли можно было представить себе российских политиков, всерьез обсуждающих вопрос о вложении $20 млрд бюджетных денег в акции. Даже новая инвестиционная стратегия Фонда будущих поколений, часть средств которого предполагалось вложить в акции «голубых фишек» на 10—15 лет, всего месяц назад вызывала серьезные опасения экспертов. И вот на тебе: прямые бюджетные инвестиции в акции! И не растянутые на годы, а вложенные за считанные месяцы.
Покупать предполагается не что попало, а акции компаний, где у государства уже есть весомая доля: таким образом оно собирается обезопасить себя от потерь и обеспечить контроль над инвестициями. Технически покупка акций на рынке тоже не выглядит сложной. Вчера, например, ВТБ заявил, что готов быть агентом правительства, скупая для него нужные бумаги. То же самое может делать ВЭБ или любой другой доверенный банк — были бы деньги.
Деньги вроде бы тоже не проблема: профицит федерального бюджета по итогам года будет вдвое больше, чем рассчитывало правительство, поэтому даже 500 млрд руб., пущенных на спасение фондового рынка, не создадут сложностей с исполнением бюджетных обязательств.
У министра финансов Алексея Кудрина есть и ответ на вопрос о наращивании доли государства в экономике. Покупка дополнительных акций — дело временное и нужно только для поддержания рынка, а позже правительство выпустит эти акции обратно на рынок, причем по более высокой цене, уверен министр.
Сбудутся ли его надежды — сказать трудно. Ведь это рынок. Но вот что можно сказать точно: львиная доля бюджетного пирога, щедро выставленного чиновниками на стол, достанется спекулянтам. Дождавшись роста акций, подпитанных госсредствами, они по более высокой цене выйдут с нашего фондового рынка. Государство заплатит им премию, которую они отправятся вкладывать в другие активы на других рынках.
На иностранцев до фондового обвала приходилось 75% рынка акций российских компаний. За август — сентябрь из страны ушло около $40 млрд, и аналитики уверены, что «чемоданное настроение» иностранных инвесторов не исчезло. Просто сейчас у них появилась возможность разогнать котировки акций госкомпаний, чтобы затем продать их российскому правительству по более высокой цене и уйти с нашего рынка с потяжелевшими чемоданами. Если эти оценки верны, то наше правительство потратит $20 млрд лишь для того, чтобы котировки пошли вверх на очень короткий промежуток времени. А затем для поддержания рынка потребуются новые сотни миллиардов.
Господдержка как временная стабилизационная мера рынку нужна. Иначе кризис разрастется и перекинется с банков и девелоперов на всех остальных. Но вместо акций государство могло бы вкладывать деньги в корпоративные облигации. Они тоже подешевели и могут принести неплохой доход. Таким образом можно было бы облегчить долговую нагрузку компаний и избежать увода денег из страны.
Опасность прямой скупки акций государством еще и в том, что оно может втянуться в эту игру. Но выиграть у спекулянтов на фондовом рынке шансов нет. Нужно работать над возвращением «длинных» игроков.