Мы беседуем в итальянском ресторане «Папильон» в деловом центре «Романов двор»: через час у Вайсса здесь же назначена встреча с управляющим директором одного инвестиционного банка. 66-летний Вайсс руководит крупным машиностроительным концерном SMS Group и является президентом Российско-германской внешнеторговой палаты. «Но второе — на общественных началах, основная работа — в компании», — уточняет он.
SMS Group
машиностроительная компания
Выручка — 2,9 млрд евро (2007 г.).
Чистая прибыль — 115,7 млн евро.
Владельцы — семья Вайсс.
SMS Group специализируется на производстве оборудования для металлургической промышленности (сталелитейных комплексов, прокатных станов).
Вайсс часто бывает в России. Первый раз он побывал в Москве в 1969 г. и хорошо знаком с советскими реалиями: до начала 1980-х его компания совместно с советским правительством строила прокатные станы и установки для литья на металлургических комбинатах в Новолипецке и Магнитогорске.
«А потом был период хаоса и беспорядка, — вспоминает он, — и только с 2000 г. заказы из России снова стали активно поступать. С января по август этого года мы получили заказов на 1,2 млрд евро из России».
«У меня никогда не было начальника»
В детстве Вайсс мечтал строить самолеты и автомобили или стать врачом. И стал бы, «если бы не родился в семье предпринимателя». Он был единственным сыном и продолжил семейную традицию: в 1932 г. его отец поставил первую литейную установку на Магнитку. «Мы жили недалеко от фабрики, я с детства знал и рабочих, и служащих, и все производство меня так впечатляло, что я просто не мог выбрать другой путь», — говорит Вайсс.
В 1968 г. он получил диплом электротехника, на следующий год возглавил Siemag Transplan GmbH (дочернюю компанию семейной фирмы) с оборотом, эквивалентным 100 млн евро. Через три года стал председателем совета директоров головной Siemag Siegener Maschinenbau GmbH, а в 1974 г. возглавил объединенную с Schloeman AG компанию SMS Group. «У меня никогда не было начальника», — с достоинством сообщает он.
Почти за 40 лет компания значительно увеличилась в размерах: только объем заказов вырос с 70 млн до 5 млрд евро в прошлом году. Это не самый распространенный случай в Германии, экономика которой состоит преимущественно из мелких и средних семейных предприятий. «Ни в одной стране Европы нет такого количества эффективных малых и средних семейных компаний, — гордится Вайсс. — Они дают 50% ВВП, 60% всех рабочих мест и 80% мест для подготовки учеников — это большой задел на будущее».
Казалось бы, небольшим семейным компаниям сложнее выживать в период кризиса ликвидности. Но Вайсс не беспокоится за их будущее: они обычно не нуждаются в банковских кредитах и обходятся собственными средствами. В отличие от компаний, представленных на бирже и распределяющих 50—80% прибыли между акционерами, семейные компании не выплачивают дивиденды, а прибыль остается на предприятии — поэтому им легче выжить. Им не нужны льготы, однозначно говорит Вайсс. После Второй мировой войны льготы были, потому что госполитика была направлена на развитие частного бизнеса. «Но в 1970-х и 1980-х были сильны позиции левого фронта, и предпринимателей воспринимали в первую очередь как богатых людей, а не людей, развивающих свою страну», — вздыхает Вайсс. Тогда политики способствовали развитию крупного бизнеса. А сейчас все в равных условиях, уверяет он.
«Нужно слушать, что говорят из Кремля»
Вайсс выражает уверенность, что через несколько месяцев конфликт с Грузией будет забыт на Западе — конечно, «если США не будут продолжать пропаганду необходимости включить Грузию в НАТО». На торговых отношениях Германии и России конфликт абсолютно не скажется, настаивает он: «Даже во времена холодной войны торговля продолжалась».
Когда Вайсс говорит о потоке германских инвестиций в российскую экономику, он хмурится: «Здесь все сложнее» (вскоре после нашей встречи германская RWE отказалась от покупки доли в ТГК-2
Вайсс смеется в ответ на упоминание о нескольких фразах премьер-министра Владимира Путина, обрушивших в июле капитализацию «Мечела» и всего фондового рынка. Вопрос, не настораживает ли это инвесторов, его тоже веселит. Конечно, признает он, «политика может оказывать влияние [на бизнес германских компаний в России] и нужно слушать, что говорят из Кремля». Но все-таки он убежден, что со временем биржевые крахи на российском рынке перестанут возникать
Вайсс с немецкой обстоятельностью обходит все острые углы в беседе на политическую тему. Он одобряет политику российского руководства, сетует на плохую информированность политиков в Германии и тут же отмечает, что это «цена, которую мы платим за массовую демократию». Говоря о планах России на инновационное развитие, бизнесмен шутит, что лозунг «догнать и перегнать Запад» звучал и во времена Хрущева, и во времена Брежнева. «Я думаю, сейчас шансы лучше, чем тогда», — с улыбкой уточняет он.
«В России удобно иметь свой самолет»
Вот только с российской бюрократией Вайсс смириться никак не может. «Мы думали, что реформы уменьшат уровень бюрократии, но произошло наоборот, — сетует он. — Эту проблему мы поднимаем во всех разговорах с ведущими российскими политиками». Зато к усилению влияния государства на экономику в России германский предприниматель относится с пониманием. «Нельзя перестроить экономику, формировавшуюся 70 лет, по мановению волшебной палочки — для этого нужны годы. Такая же тенденция в Китае: там макроэкономическое влияние государства на экономику тоже сильно, а иначе невозможно — страна рассыплется на кусочки», — рассуждает он. Но в целом влияние государства предполагает, что необходимо создать рамочные условия для инвестиций и развития инфраструктуры — и в рамках этих условий нужно развивать частную инициативу, добавляет предприниматель.
Только сейчас приносят наш заказ, а до встречи с инвестбанкиром у Вайсса остается совсем мало времени. Вайсс сообщает, что в следующий раз прилетит в Москву на заседание Российско-германской внешнеторговой палаты. «Мы встречались с [вице-премьером] Сергеем Ивановым как раз перед ланчем, и он дал согласие быть почетным гостем на этом заседании», — гордится он.
Последние 35 лет предприниматель летает в командировки по Европе за штурвалом собственного самолета. В Москву он в этот раз добирался из Лондона обычным рейсом: «Если лететь самостоятельно на такие расстояния, устаешь». «Но в России удобно иметь свой самолет: сообщение между Москвой и Европой налажено хорошо, а между Москвой и другими городами России — гораздо хуже», — огорченно разводит руками Вайсс. Он даже собирается завести корпоративный самолет для российских сотрудников SMS Group — им часто приходится летать в Магнитогорск или Липецк, а на дорогу и пересадки уходит много времени: «Компания пришла к выводу, что так будет экономически выгоднее». А вот для личных поездок Вайсс пользуется регулярными рейсами. «Я не настолько богат, как некоторые российские олигархи, чтобы на собственном самолете летать в отпуск», — смеется он.
Мария ШПИГЕЛЬ