Корпоративная Америка оказалась в самом сложном периоде кредитного кризиса, имея больше наличности, чем когда-либо прежде. А этот знак, появление которого предчувствовали многие из крупнейших американских компаний, говорит о том, что проблемы Уолл-стрит проникнут во все остальные сферы экономики.
За исключением энергетических компаний и финансовых институтов, у компаний, входящих в индекс Standard & Poor`s 500, по итогам на июнь была рекордная сумма наличности и краткосрочных ценных бумаг — $648 млрд.
«Корпоративные прибыли до последних шести месяцев были довольно неплохими,— говорит Фред Смит, генеральный директор компании FedEx, занимающейся доставкой почты и грузов.— За исключением автомобильной отрасли и жилищного строительства, поток наличности сейчас большой, и в индустриальном секторе у компаний сейчас широкие возможности и без средств, предоставляемых банками».
Многие крупные американские компании начали копить наличность после предыдущего экономического спада в начале этого десятилетия. Рост объема наличных средств участников индекса S&P 500 замедлился в 2005 году на фоне улучшения экономических условий, но объем наличности никогда не опускался ниже $600 млрд. А в прошедшем году их ликвидность немного выросла. Она может им еще понадобиться. Даже если у крупных компаний достаточно наличности для того, чтобы пережить спад, то многие из их клиентов, будь то потребители или компании поменьше, могут и не пережить его.
В то время как рушились некоторые из самых почтенных компаний Уолл-стрит, а законодатели обсуждали предложенный Белым домом антикризисный пакет в размере $700 млрд, финансовые главы корпораций внимательно следили за кредитными рынками, чтобы уловить любое влияние на их планы финансирования.
«Мы увидим, что общий объем кредитов немного сократится,— говорит Рик Фирон, финансовый директор промышленного конгломерата Eaton.— Объем заемных средств необходимо сократить. Это важная проблема, и мы следим за ней очень внимательно».
У некоторых проблем больше, чем у других.
По словам Джейсона Треннерта, главного инвестиционного аналитика Strategas Research Partners, этот кризис «приведет к созданию ситуации, при которой «победитель получает все»»: «Хорошо управляемые компании, не зависящие от кредитных рынков, заберут долю на рынке у тех компаний, которые управляются не так хорошо и зависят от кредитов».
В понедельник один из американских лидеров — компания General Motors сняла оставшиеся $3,5 млрд кредита, а три других лидера — Microsoft, Hewlett-Packard и Nike представили планы выкупа своих акций в общей сложности на $53,5 млрд.
Стоимость краткосрочных кредитов возросла. Ставки на 15-дневные коммерческие бумаги, по данным агентства Bloomberg, подскочили за две недели на 127 базисных пунктов.
Американская сеть Talbots, торгующая одеждой, уже сталкивалась с трудностями. В апреле ее акции обвалились после того, как Bank of America и HSBC не возобновили кредитную линию на $265 млн. Talbots со временем добилась продления кредитов от большинства своих поставщиков, в то же время покрывая оставшиеся займы за счет кредита в $50 млн, предоставленного ее крупнейшим акционером — японским ритейлером Aeon.
«В периоды, когда кредиты ограничены, цена заемных активов снижается и балом правит наличность»,— говорит господин Треннерт.
Перевела Алена МИКЛАШЕВСКАЯ