Московская международная валютная ассоциация (ММВА) направила в адрес президента РФ Дмитрия Медведева и председателя правительства РФ Владимира Путина обращение с призывом о принятии неотложных дополнительных мер по стабилизации ситуации в банковской сфере и на финансовом рынке.
В обращении, подписанном президентом ММВА Алексеем Мамонтовым, говорится, что «крайне напряжённая в последнее время ситуация на финансовом рынке России сегодня практически переросла в кризис доверия, который может вызвать гораздо более разрушительные последствия, чем кризис 2004 года. Налицо паралич межбанковского рынка кредитования. «Красная» угроза стабильности банковской системы не снята и требует новых неотложных мер по предотвращению крупномасштабного кризиса».
По мнению ММВА, предпринимаемые в последние недели денежными властями меры по укреплению «бампера» ликвидности российских банков, как показывают события, недостаточно эффективны и не дают повода для того, чтобы хотя бы понизить уровень такой угрозы. Часть из этих усилий, в частности, массированное вливание бюджетных денежных средств, фактически оборачивается лишь их оседанием в крупных государственных и избранных частных банках, создании для них новых конкурентных преимуществ и мало влияют на решение главной поставленной задачи — стабилизации финансового рынка.
Несмотря на ряд звучащих заявлений, в целом банковская система не получает адекватной поддержки, а органы государственной власти полной и достоверной обратной информации о результативности предпринимаемых ими усилий.
Реальная картина на сегодня такова, что динамичное сжатие ликвидности, начавшееся уже со второй недели сентября, к нынешнему моменту привело к практически полной остановке рынка межбанковского кредитования (МБК). Банки так называемого «первого» круга ещё в начале месяца почти полностью приостановили операции с банками «второго» круга, а по некоторым данным, частично даже со своими партнёрами из того же «первого круга». К настоящему времени свернули свои операции либо даже закрыли лимиты друг на друга и банки второго-третьего круга (средние и малые банки). Банки-реципиенты получаемых бюджетных средств не спешат с распределением их на нижние уровни системы. «Каналы ретрансляции стабильности оказываются, таким образом, перекрыты», — заключает ММВА.
По мнению ассоциации, если не будут приняты, причём в срочном порядке, дополнительные меры по разблокировке свободного доступа всех банков к необходимым им ресурсам, отечественный финансовый рынок ждут «масштабные разрушения». Напряжённость на рынке в ближайшее время будет только расти. Пик её может прийтись уже на октябрь, когда к ранее возникшим проблемам добавятся новые — крупные налоговые платежи и расчёты по внешним обязательствам. Ожидаемый пиковый спрос на денежную ликвидность в октябре 2008 г, по оценке ряда экспертов, может составить до 500—600 млрд руб ежедневно.
Начавшийся отток капитала, обесценение большого числа активов, включая и тех, которые считались высоколиквидными и входили в число залоговых средств, резкое сужение возможностей для рефинансирования своих обязательств способны привести к крайне тяжёлым последствиям для большинства российских банков. Многие из них, в том числе и региональные кредитные организации, уже сейчас испытывают серьёзные трудности и сворачивают свои кредитные программы для физических и юридических лиц. Это, в конечном счёте, неизбежно скажется на замедлении экономического роста, сокращении занятости и падении платёжеспособности населения, снижении цен на недвижимость, что приведёт к дальнейшему обесценении всех залоговых активов, росту невозвратов выданных кредитов, масштабным списаниям убытков и волне банкротств.
В этой связи ММВА призывает высшую исполнительную власть, законодательное собрание, регулирующие органы, действующие инфраструктурные центры финансового рынка к принятию неотложных дополнительных мер по предотвращению развёртывающегося кризиса.
В частности, ММВА предлагает:
— ввести механизм плавного изъятия денег из системы в виде уплаты налогов и равномерного исполнения расходной части бюджета в течение календарного года, избавившись от нынешней практики формирования «бюджетного навеса» на конец года;
— ускорить принятие изменений в законодательство, вводящих т. н. безотзывные вклады, по крайней мере, для тех из них, выплаты по которым гарантированы системой страхования;
— внести изменения в порядок проведения аукционов по размещению бюджетных денежных средств: снизить порог минимального размера капитала, учесть в качестве оценки надёжности рейтинги не только международных, но и национальных агентств, допустить к участию в аукционах крупные региональные социально значимые банки;
— ввести в обращение валютные инструменты рефинансирования банков, в т. ч. еврооблигации;
— изменить в сторону резкого сокращения сроков процедуру включения в ломбардные списки облигационных выпусков банков и компаний, соответствующих установленным нормативам;
— в самые кратчайшие сроки включить в списки бумаг, принимаемых в качестве обеспечения по сделкам прямого РЕПО с Банком России, те выпуски облигаций, которые уже находятся в ломбардном списке, но до сих пор не включены в список РЕПО;
— рассмотреть возможность повышения норматива ликвидности для банков;
— максимально стандартизировать порядок, правила и условия проведения операций на рынке МБК, предусмотрев в них, в частности, введение на нормативно-правовом уровне жёстких — вплоть до отзыва лицензий — санкций за невозврат межбанковских кредитов;
— воздержаться впредь от практики приостановки биржевых торгов по инструментам, входящим в число наиболее используемых залоговых активов;
— организовать операции по предоставлению ликвидности под обеспечение основных валют, например через сделки «процентный своп» сроком до 1 месяца;
— ввести нормативы диверсификации рисков по пассивам;
— рассмотреть возможность создания механизма оперативной «переброски» средств на биржевых торгах из секции корпоративных ценных бумаг в секцию госбумаг, что позволит эффективнее использовать эти средства при проведении операций РЕПО.
— рассмотреть возможность создания «пакета» залоговых инструментов и залогового центра рынка МБК на базе крупного банка, либо специализированного кредитного учреждения;
— воздержаться от практики распространения информации о наличии т. н. «чёрных» и «белых» списков банков, т. к. это вносит дополнительную нервозность на рынке и не способствует повышению доверия среди его участников.