Чем дальше откладывается долгожданное воссоединение России со Всемирной торговой организацией (ВТО), тем больше сомнений у наших чиновников, стоит ли игра свеч. Переговоры, разумеется, никто не сворачивает, но «подрывные» настроения крепнут. В четверг свою каплю в чашу сомнений добавил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Торговый клуб он окрестил «лицемерной организацией» и заявил, что само его существование потеряет всякий смысл, стоит нам пополнить его ряды.
Вот уже без малого 15 лет мы ломимся в закрытые ворота ВТО. Год на год не приходится, но иной раз Россия и правда резко активизируется и начинает долбить изо всех сил. Вспомним, например, 2006 год. Тогда подчиненные экс-главы Минэкономразвития Германа Грефа чуть ли не каждую неделю радостно и торжественно объявляли, что мы от цели в двух шагах и ждать осталось месяц-два. Иной раз, вот как сейчас, правительство пускает все на самотек. Если возьмут, то прекрасно, а нет, так мы и сами с усами.
Как бы то ни было, до последнего времени «генеральная линия» все же была ориентирована на то, что «в ВТО нам надо, это полезно и хорошо». Ну хотя бы для того, чтобы не выглядеть в глазах своих партнеров с цивилизованного Запада дикарями и невежами. Ну и еще, чтобы потешить свое самолюбие на государственном уровне: мол, нас приняли в глобальный торговый клуб, значит, мы этого достойны, значит, мы ровня.
После того как премьер-министр Владимир Путин вдруг со свойственной ему прямолинейностью обвинил ВТО в том, что члены организации играют не по правилам, а раз так, то мы некоторые свои слова тоже берем обратно, — наши чиновники осмелели. Говорить о бесполезности ВТО стало модно.
Правда, большинство таких речей все-таки сводилось к мысли, что в сложившихся условиях Россия нужна ВТО больше, чем ВТО России. Но вчера на пресс-конференции в Чите глава Минсельхоза Алексей Гордеев к делу критики идеи присоединения к Торговому клубу подошел с известной долей креатива. Оказалось, что все это время министр считал ВТО «лицемерной организацией, в какой-то мере вредной для мировой экономики».
— На мой взгляд, как только Россия вступит в ВТО — так эта организация перестанет работать, потому что она потеряет смысл некоего противостояния к другим полюсам — и экономическим, и политическим, — заявил главный российский аграрий.
— В мире таковым полюсом является, например, Россия. ВТО сегодня — это штаб развитых стран, а лучше сказать, одной известной страны, которая всем управляет, в первую очередь исходя из интересов своей экономики, — пояснил он.
Но не спешите обвинять главу Минсельхоза в отходе от «генеральной линии», которую, кстати, никто не отменял. У министра такая работа — делать все для благополучия вверенного ему сектора экономики. Так что Гордеев всего лишь радел за своих.
— Все вопросы в ВТО рассматриваются с чисто коммерческой точки зрения. При этом такая сфера, как сельское хозяйство, совершенно не рассматривается еще и как жизнеобразующая отрасль для многих стран, не учитываются социальные аспекты, — сказал он, и стало ясно, к чему клонит Алексей Васильевич.
Власти России сейчас прилагают немало усилий, чтобы тему мировой сельскохозяйственной политики перенести на площадку Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). А в ФАО, по словам Гордеева, «все вопросы рассматриваются с точки зрения еще и гуманитарных задач — это и проблема голода, и борьба с бедностью, и обеспечение развития сельского хозяйства в целом».
Анастасия САВИНЫХ