Национализация в один день трех крупных европейских банков и фактический крах четвертого — такого участники финансовых рынков вынести не смогли. Акции рухнули, а процентные ставки взлетели до рекордных значений.
Такого не было со времен азиатского кризиса: фондовый индекс MSCI All-Country World, учитывающий акции компаний 48 стран, к 19.00 МСК снизился на 4,4%. На валютном рынке падения, подобного вчерашнему, дилеры не видели еще дольше — целых 15 лет: курс фунта упал на 2% до $1,8022/фунт. А того, что случилось на денежном рынке, его участники не видели никогда: ставка EURIBOR по трехмесячным кредитам в евро выросла на 12 базисных пунктов до рекордных 5,24%. Спрэд LIBOR-OIS (разница между трехмесячной долларовой ставкой LIBOR и фьючерсами на уровень базовой процентной ставки США) вырос до рекордных 225 б. п. За 12 месяцев по 31 июля 2007 г., т. е. до начала кредитного кризиса, среднее значение спрэда было 8 б. п.
Центробанки занимались ставшей уже рутинной работой — вливали деньги в финансовую систему. Федеральная резервная система США увеличила размер долларовых свопов с центробанками других стран с $290 млрд до $620 млрд, а размер собственной экстренной кредитной программы — со $150 млрд до $450 млрд. Европейский центробанк одолжил банкам 120 млрд евро на 38 дней и $30 млрд — на один день.
Очередной виток кризиса был спровоцирован крахом крупных европейских банков. Правительства Бельгии, Нидерландов и Люксембурга выделили 11,2 млрд евро банковско-страховой группе Fortis, получив по 49% акций ее банковских подразделений в своих странах. Их доля во всей группе составит 30—40%. «Вкладчики должны знать, что банк может выстоять в нынешней непростой рыночной ситуации», — заявил министр финансов Нидерландов Вутер Бос.
В 2007 г. Fortis вместе с Royal Bank of Scotland (RBS) и Banco Santander купил нидерландский ABN Amro. Fortis должен был заплатить 24 млрд евро за подразделение частных банковских услуг ABN Amro и его розничную банковскую сеть в Нидерландах. Но расходы на сделку и кредитный кризис пошатнули финансовое положение Fortis. Сейчас ожидается, что Fortis продаст подразделения ABN. Основной претендент на них — ING.
Акции Fortis, поднявшиеся утром на 5%, к концу дня опустились на 23,7%, акции RBS подешевели на 13%.
Вчера же правительство Исландии приобрело 75% акций третьего по величине банка страны — Glitnir за 600 млн евро (торгов акциями этого банка вчера не было).
Проблемы коммерческих банков, таких как Fortis и Glitnir, были особенно остро восприняты участниками рынка, ведь до сих пор от кризиса страдали в основном ипотечные и инвестиционные банки.
Правительство Великобритании утром объявило о национализации Bradford & Bingley (B&B), после того как вкладчики в последние дни вывели десятки миллионов фунтов стерлингов. К правительству отошли ипотечный портфель B&B (42 млрд фунтов) и штаб-квартира, где работает 1400 человек. А розничную сеть, состоящую из 197 отделений и 140 допофисов, купил Santander за 612 млн фунтов. Торги акциями B&B, упавшими с начала года на 93%, вчера были прекращены.
Правительство и банки Германии (какие — не сообщается) были вынуждены предоставить гарантии на 35 млрд евро по кредитам Hypo Real Estate, одного из крупнейших кредиторов на европейском рынке коммерческой недвижимости. Акции немецких банков вчера тоже рухнули.
Рынкам не помог даже тот факт, что в выходные правительство и конгресс США согласовали план помощи финансовому сектору на $700 млрд. Деньги будут выделяться частями в течение нескольких лет, что снижает привлекательность плана в краткосрочной перспективе, сетует Мэтт Баклэнд, аналитик CMC Markets. «Разгул, сопровождавшийся надуванием пузыря на рынке активов, подошел к концу. У США будет своя версия японского потерянного десятилетия», — говорит Стивен Роуч, председатель совета директоров Morgan Stanley Asia.
Банки США продолжают пожинать плоды этого разгула. Wachovia, чистый убыток которого в первом полугодии 2008 г. составил $9,7 млрд (в основном
А инвестбанк Morgan Stanley, еще две недели назад ведший переговоры о слиянии с Wachovia, согласовал условия вхождения в свой капитал японского Mitsubishi UFJ Financial Group: тот получит 21% акций за $9 млрд.
Михаил ОВЕРЧЕНКО