Экономический рост затормозился, темпы роста инвестиций в основной капитал замедлились вдвое. Медленнее, чем в прошлом году, растет и промпроизводство. Таковы данные последнего мониторинга Минэкономразвития.
Экономический тормоз
Еще недавно быстрые темпы роста российской экономики были главным оправданием не менее резвого роста цен. Сегодня же ставший уже традиционным вопрос, что важнее для российской экономики — борьба с инфляцией или подпитка роста ВВП, фактически снят с повестки дня. Именно об этом свидетельствуют данные последнего мониторинга Минэкономразвития.
За январь — август текущего года российская экономика выросла на 7,7%, что на 0,1% меньше аналогичного периода 2007 года. При этом поквартальное снижение темпов роста было гораздо более значительным. После рекордно высоких темпов роста в первом квартале 2008 года (8,5%) рост замедлился, составив 7,5% во втором квартале, 6,9% в июле и 7% в августе этого года.
Главной составляющей быстрорастущей экономики являются инвестиции. Однако после высокого роста данного показателя в январе — апреле 2008 года на 19,1% с мая темпы роста инвестиций замедлились, составив в июне 8,9%, в июле 9,9% и в августе 7,9%. В целом за январь — август 2008 года прирост инвестиций составил 13,4%, что почти в два раза меньше, чем в 2007 году (22,7%). Замедление инвестиционного спроса авторы мониторинга связывают с ужесточением условий кредитования, ростом процентных ставок, а также значительным удорожанием строительства. Удорожание строительства повлекло за собой резкое сокращение его темпов роста. Так, если в первом квартале 2008 года рост в этом секторе был 28,9%, то по итогам восьми месяцев этот показатель снизился до 18,2%. Ввод в действие жилых домов сократился с 34% в январе — августе 2007 года до 5,2% за аналогичный период 2008 года. По мнению главного экономиста Альфа-банка Натальи Орловой, наблюдаемое замедление экономики обусловлено нехваткой ликвидности: в частности,
Резко снизились темпы роста инвестиций и в добывающие производства — с 23,2% в первом полугодии 2007-го до 12% в январе — июне 2008 года.
Не добавили очков общему показателю роста экономики и темпы промышленного производства, которые за период с января по август 2008 года составили 5,3% (аналогичный показатель 2007 года — 7,1%). Правда, абсолютный антирекорд этот показатель установил в июне 2008 года, упав по сравнению с маем на 1,4%. Столь заметного абсолютного падения промышленности Россия не знала 10 лет. Правда, тогда во всех бедах российской экономики был обвинен Гус Хиддинк, который блестящей игрой сборной России по футболу сильно понизил производительность труда у многочисленных болельщиков.
Единственным показателем, устойчиво демонстрирующим рост, остается инфляция, составившая в январе — августе 2008 года 9,7% (аналогичный показатель в 2007 году — 6,6%). Напомним, последний прогноз Центрального банка (ЦБ) относительно годового показателя инфляции был 12%, правда, по экспертным оценкам он значительно выше — 14—15%. Цены же в промышленности в январе — августе 2008 года выросли на 23,2% (аналогичный показатель в 2007 году — 17,8%).
Снижаются и темпы роста реальных располагаемых доходов населения (7,7% по сравнению с 10,5% в 2007 году). Реально располагаемые доходы населения растут медленнее заработной платы, что в Минэкономразвития объясняют более низким ростом доходов от предпринимательской деятельности и собственности и возрастающей нагрузкой по выплате процентов за ранее взятые кредиты.
Что дальше
Следующий мониторинг Минэкономразвития, который выйдет в последних числах октября и даст оценку экономической ситуации за первые девять месяцев года, рискует стать еще менее оптимистичным. 60-процентное падение российского фондового рынка, произошедшее за последний месяц, ускорило отток иностранного капитала. По оценке главного экономиста ИК «Тройка Диалог» Евгения Гавриленкова, только за период с 5 по 12 сентября чистый отток капитала из России превысил $15 млрд. Иссякающий инвестпоток, а также колебания нефтецен (с $147,5 за баррель в июне 2008 года до $100 в августе — сентябре) ЦБ пытается покрыть из своих международных резервов. Усилия ЦБ уже привели к тому, что начиная с августа объемы международных резервов сократились на $40 млрд.
При замедляющихся темпах роста ВВП инфляция будет только ускоряться. По оценке министра финансов Алексея Кудрина, последние меры правительства по спасению финансового рынка (подробнее см. стр. 7) добавят еще 1—2% к нынешнему показателю инфляции.
При этом, по мнению экономиста ИБ «Траст» Евгения Надоршина, недостаток ликвидности в банковской сфере будет по-прежнему отражаться на реальном секторе экономики.
Отсутствие притока иностранных инвестиций и кризиса ликвидности в банковской сфере российская экономика становится особенно нефтезависимой (см. график). Однако рассчитывать на то, что в ближайшее время цены на нефть снова устроят, по меткому выражению Евгения Гавриленкова, «передышку в $150 за баррель», не приходится. Если же учесть, что бюджет 2008 года сверстан из расчета $92 за баррель, а бюджет 2009 года — $95 за баррель, жировой запас российской экономики практически исчерпан. Правда, даже экстремально высокие цены на нефть не пошли российской экономики на пользу. Российская промышленность не была диверсифицирована и остается крайне нефтезависимой. Основу российского экспорта по-прежнему составляет продукция ТЭКа, причем доля этой продукции растет: в январе — июле 2008 года топливно-энергетические товары в структуре экспорта составили 69,7% (в январе — июле 2007 года — 63,5%).
Вчера замминистра экономического развития Андрей Клепач объявил, что его ведомство собирается пересмотреть прогноз по чистому притоку капитала в экономику в сторону понижения (текущий прогноз на 2008 год — $30 млрд). А это значит, что даже предсказываемый последнее время как чиновниками, так и экспертами итоговый рост ВВП в 5% может оказаться недостижимым.
Ксения НЕЧАЕВА, Ксения БАТАНОВА